Путешествие цвета: от заказа до готовой продукции

1 декабря 2016
Путешествие цвета: от заказа до готовой  продукции

С презентацией под таким названием на выставке Rex выступил ведущий эксперт Украины в области контроля цвета Максим Букасов (руководитель отдела контрольно-измерительного оборудования компании MacHOUSE). Он рассказал, о том, каким образом полиграфисты и все, кто работает с цветом, могут избежать ошибок и проблем на всех этапах производства полиграфической продукции.

«ЧТО ТАКОЕ ЦВЕТ?»

…«Может, кто-то сразу может ответить на этот вопрос?», – обратился к аудитории Максим Букасов. Специалист MacHOUSE процитировал «Википедию»:

«Цвет – качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом с окружающими источниками света, а также несветящимися объектами...

Говоря простым языком, цвет – это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей. Поток света с одним и тем же спектральным составом вызовет разные ощущения у разных людей в силу того, что у них различаются характеристики восприятия глаза, и для каждого из них цвет будет разным».

Отсюда следует, что споры, «какой цвет на самом деле», бессмысленны – смысл имеет только измерение того, каков «на самом деле» состав излучения».

И Максим постарался рассказать о свете более «приземлено»: «Представим себе, что у нас есть некий круглый кубик, который лежит в комнате без окон, без дверей, которая называется склад. И ответственный сотрудник с утра в понедельник идет для того, чтобы разобраться, что же у него там лежит на складе. Открывает дверь, заходит и в темноте нащупывает этот круглый кубик, пытается определить его вес, понюхать, попробовать на вкусно может ли он сказать, какого цвета этот предмет? Не может. Почему? Потому что нет света».

Таким образом, чтобы был цвет, необходим свет. Но включив рубильник, ответственный сотрудник не узнает нужный цвет. Потому что предмет лежит на складе, а он стоит в коридоре возле счетчика. Соответственно второе условие – нужен наблюдатель, который увидит этот самый предмет.

Максим Букасов рассказал о спектре электромагнитного излучения (свет представляет собой электромагнитное излучение с длиной волны от 400 до 700 нм, которую человек может визуально воспринять). На примере помидора, который получает весь спектр излучения и отражает только красный цвет (информация об этом воспринимается глазами, попадает в мозг, оценивается человеком, сопоставляется с чем-либо) эксперт рассказал о процессе восприятия цвета человеком.

ВАЖНО УТВЕРДИТЬ ЦВЕТ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ЗАКАЗЧИК-МЕНЕДЖЕР-ДИЗАЙНЕР»

В процессе обсуждения цветового решения заказчик, менеджер и дизайнер должны прийти к взаимопониманию. Например, тот же красный цвет у человека постарше будет ассоциироваться с советским флагом, и он будет сравнивать предполагаемый красный с ним – более ли это яркий или насыщенный цвет. Девушка будет сопоставлять цвет со своей коралловой помадой или с ярко-красными лакированными туфлями. А молодой человек будет думать о McDonald или о цветах «Манчестер Юнайтед».

На этапе согласования цвета очень важно, чтобы все участники процесса пришли к единому знаменателю и зафиксировали, что они выбрали какой-то один цвет и будут стараться получить этот цвет на остальных этапах производства.

Упростить процесс согласования помогает веер Pantone. Он является уникальной продукцией, так как печатается на единственной в мире 28-красочной печатной машине в США. «Соответственно, мы можем рассчитывать, что все вееры Pantone будут одинаково выглядеть, и поэтому согласование цвета возможно по телефону (можно назвать уникальный номер каждого цвета в цветовой палитре)», – подчеркнул Максим Букасов.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОЦЕССОВ КАЛИБРОВКИ, ПРОФИЛИРОВАНИЯ И КОНВЕРТАЦИИ

Чтобы дизайнеру не краснеть, лучше пользоваться средствами калибровки.

Они доступны в двух вариантах: для фотографов-любителей (ColorMunkiDisplay) и для профессионалов, работающих со цветом (EyeOne Display Pro).

x-rite1_01

Рисунок 1. ColorMunkiDisplay и EyeOne Display Pro

По сути, эти аппаратные средства (рис. 1) отличаются возможностями программного обеспечения. ПО Color Munki обеспечивает калибровку и динамический учет внешнего освещения.

Возможности EyeOne Display Pro и ПО Color iProfiler шире:

  • калибровка;
  • динамический учет внешнего освещения;
  • проверка качества калибровки;
  • проверка однородности дисплея.

Далее конечная продукция (или цветопробный оттиск) печатаются на принтере или печатной машине. Все недостатки, связанные с работой печатающих устройств (особенности бумаги, чернил, полотен) тоже влияют на конечный результат, как и климатические условия (температура в цеху или влажность). Все эти параметры должны учитываться в каждом случае при помощи комплекта программного обеспечения и спектрофотометра i1.

Если в типографии совмещаются цифровые и офсетные технологии, то печать тиража выполняется на нескольких типах печатных машин, на разных типах бумаги и разными триадными красками. Следовательно, второй шаг – построение цветовых профилей для всех печатных машин.

При помощи опции проверки качества калибровки дизайнер может быть уверен, что его монитор правильно отображает цвета. Для калибровки печатных устройств (принтер, печатная машина) используются тестовая таблица-эталон, а также вычисления на основе сравнения таблицы-эталона и измерений напечатанных мишеней. На основе полученных результатов генерируется ICC-профиль принтера/печатного процесса.

Вначале печатается эталонная шкала. После этого шкала измеряется с помощью спектрофотометра. После измерения этой шкалы на основе сравнения эталона и усредненных измерений напечатанных мишеней рассчитывается ICC-профиль устройства.

И, наконец, третий параметр управления цветом – конвертация (преобразование): здесь важны принципы конвертации цвета из одного аппаратно зависимого цветового пространства в другое (CMYK или RGB), а также механизмы экранной цветопробы.

Преобразование цвета достигается за счет приведения всех аппаратно-зависимых цветовых пространств в единое математическое пространство CIE Lab или т.н. Profile Connection Space (PCS). Либо за счет использования прямой калькуляции-пересчета на основе спектральных данных.

x-rite2

Рисунок 2. Цветовой охват и цветовая система Lab

Максим Букасов продемонстрировал аудитории слайд с двумя диаграммами (рис. 2), на одной из которых был изображен цветовой охват, а на другой – цветовая система Lab (охватывающая совершенно все цвета, которые только могут быть в природе). При несоответствии возможностей монитора и принтера в воспроизведении цветов этот процесс можно контролировать при помощи спектрофотометров и программного обеспечения.

Для ф отограф ов-лю бителей MacHOUSE предлагает комплект ColorMonki, а для профессионалов решения i1 (Eye One Pro 2).

x-rite3

Рисунок 3. ColorMunki Photo и Eye One Pro 2

ColorMunki Photo обеспечивает калибровку монитора и принтера в режиме RGB. В свою очередь, Eye One Pro 2 (рис. 3) имеют более широкие возможности и выполняют калибровку монитора, принтера в режимах RGB и CMYK, цифровой фотокамеры, сканера, проектора.

Максим Букасов рекомендовал сразу же предпочесть более профессиональное решение Eye One Pro 2, которое предлагает три варианта:

первый (Eye One Basic Pro 2) – это спектрофотометр плюс программное обеспечение, в котором отрыты опции только калибровки монитора и проверки качества принтера. Таким образом, пользователь видит, что принтер работает некорректно, а откалибровать его не может. Такой комплект необходим специалистам, которые используют спектрофотометр вместе с каким-то программным обеспечением (например, специалистам широкоформатной печати, которые используют RIP с опциями цветокорекции);

для фотографов-профессионалов (Eye One Photo Pro 2) есть возможность калибровать принтер в режиме RGB;

полиграфистам, работающим в сегменте коммерческой печати, необходим полный комплект возможностей Eye One Pro 2 (калибровка монитора, принтера в режимах RGB и CMYK, цифровой фотокамеры, сканера, проектора). Это реализовано в решении Eye One Publish Pro 2.

Насколько отличаются возможности версий Eye One Pro 2 (Eye One Basic Pro 2, Eye One Photo Pro 2, Eye One Publish Pro 2) показано на рис. 4.

x-rite4

Рисунок 4. Отличие возможностей версий Eye One Pro 2

НЕ ЗАБЫВАЕМ О ПЕЧАТИ

Цветной спектрофотометр позволяет контролировать качество тиража на печатной машине. Этим устройством можно удобно управлять с современного смартфона, специальная программа позволяет загружать сюда стандарты ISO, PSO, библиотеку Pantone, что очень удобно. Поскольку, как бы замечательно ни был отпечатан веер Pantone на уникальной 28-красочной машине, он вытирается, выгорает, выцветает, царапается. И если при определении цвета на этапе допечатной подготовки использовался старый, потертый веер, то дальнейшая работа будет выполнена с явными погрешностями.

А электронная библиотека Pantone всегда будет оставаться неизменной.

Для оперативного контроля печати Максим Букасов порекомендовал использовать спектроденситометр eXact (рис. 5), который включает все опции, имеющиеся для ручного прибора, а также позволяет промерить шкалы и учесть параметры в печати.

Основные преимущества eXact:

  • условия измерения M0, M1, M2 и M3, Bluetooth, докстанция, встроеный калибровочный образец;
  • интуитивный цветной сенсорный экран упрощает эксплуатацию устройства eXact;
  • сообщение pass/fail при сравнении значения измерения цвета и стандарта, включая ISO, JPMA, G7 и PSO;
  • расширенные возможности прибора при использовании iQC Print, PantoneLIVE, InkFormulation и/или NetProfiler;
  • встроенная калибровка и уникальная технология измерения позволяют пользователям эффективно работать с прибором;
  • встроенные библиотеки Pantone обеспечивают быстрый доступ к специальным цветам;
  • возможность сохранить измеренные значения и создать собственные библиотеки, которые будут доступны в любое время одним нажатием;
  • ВestMatch – быстрый и надежный инструмент, который позволяет получить точные результаты работы быстро и просто, используя библиотеки Pantone или пользовательские библиотеки цвета.

Еще более профессиональное решение для скоростных машин – это сканирующий спектрофотометр EasyTrax – новая полуавтоматическая система для точного контроля печатного процесса, необходимая для печатных машин малого и среднего форматов.

x-rite5

Рисунки 5-6. Cпектроденситометр eXact и спектрофотометр EasyTrax

EasyTrax (рис. 6) упрощает и модернизирует процесс контроля печати, сокращая время на приладку тиража и сохраняя время и расходные материалы. В среднем на печатной машине до 120 полей, и ручным прибором выполнять 120 измерений проблематично (в принципе возможно, но запомнить, например, показания по 20-ти измерениям нереально). А EasyTrax измеряет показывает значения и на мониторе.
Система поставляется в двух модификациях – денситометрической или спектральной.

«Очень важно. – подчеркивает Максим Букасов, чтобы заказчик всегда принимал готовую продукцию и имел возможность убедиться, что она сделана качественно». Потому специалист рекомендовал использовать спектрофотометр и на приемке готовой продукции, чтобы самому убедиться в том, что все в порядке или для того, чтобы принять готовую продукцию от контрагента.


ВРЕМЯ ПОДАРКОВ

1444608011673645433066515768612701745400267n

В конце презентации состоялся розыгрыш среди участников акции «Время подарков», которую MacHOUSE проводил при поддержке Print+.

Победителями акции стали:

Юрий (ПКФ «Интер Парк», г. Лубны) и Денис («Календарик», г. Киев), которым были вручены справочники «Полиграфия Украины».

Микроскоп для контроля качества печати тиража выиграли: Татьяна (ФОП «Тетяна», г. Винница) и Наталия (Типография «Геопринт», г. Киев).

Анна Христенко (РА «Алатырь», г. Первомайск, Николаевская область) выиграла главный приз – цветовой справочник Pantone Formula Guide!

За дополнительной информацией обращайтесь: Максим Букасов, (044) 490 9926, equipment@machouse.ua

 
Поделиться ссылкой