Взгляд издателя: перспективы цифровых технологий в издательском бизнесе

10 августа 2016
Взгляд издателя: перспективы цифровых технологий в издательском бизнесе

«Мне действительно проще, чем многим полиграфистам, потому что мы издатели, и для нас полиграфическая техника – не стержень бизнеса, а инструмент, на который насаживается другой стержень, состоящий из продажи рекламы, контента, творческих результатов, – так начал свой доклад на After drupa club Александр Величко, директор типографии «Сегодня Мультимедиа».

МЕСТО ВСТРЕЧИ СМИ, ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ И ОЦЕНКА НЫНЕШНЕЙ DRUPA

Александр Величко был впечатлен гимном drupa и особо отметил один из лейтмотивов гимна: drupa – место встреч печатных средств массовой информации. На выставке было много издателей, которые оценивали технику как инструментарий для осуществления своих планов.

Величко отмечает появление на drupa 2016 многочисленных альянсов. Heidelberg вошел в альянс с Fujifilm, которая, в свою очередь, использует бренд Heidelberg, чтобы привлечь больше посетителей. Альянс Landa&Komori датирован еще 2012 г., но и Komori не раскладывает яйца в одну корзину и заключает договор с Konica Minolta.

HP вошел в альянс с KBA, причем это технологическое сотрудничество без предварительно прописанных обязательств и договоров. Также KBA работает с Xerox, а завершает список альянс Man Roland WS & Kodak. Эти альянсы говорят о том, что производители тяжелого полиграфического оборудования поняли: востребованность цифрового оборудования в форматах В2 и выше – тренд и, если в нем не участвовать, можно сильно отстать.

Александр Величко отметил, что в 2004 г. на drupa проявилось противостояние «Цифровой скепсис VS Цифровой романтизм». Струйная печать была, но если кто-то пытался печатать газеты, чтобы заинтересовать издателей, качество было нетоварным. В 2008 г. на выставке было отмечено развитие новых технологий, прежде всего струйных. Уже тогда очень значительно расширился круг субстратов для струйной печати, появились опыты печати по пленкам. Все это спровоцировало появление новых рынков: транспромо, персонализации, электронного биллинга.

КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ

В 2011 г. на Hunkeler Innovation Days впервые на одной площадке собрались цифровики, которые уже тогда заявляли о сотрудничестве с монстрами тяжелого машиностроения. Компания Xerox до 2010 г. активно отстаивала позицию твердых тонеров, отказываясь от разработок струйной печати. Но в 2010 г. Xerox тайно изготовил первую машину, а в 2011 г. даже некоторые менеджеры Xerox не ожидали увидеть в Швейцарии струйную машину. И после этого Xerox стал уделять внимание развитию струйной технологии.

Drupa 2012 Александр назвал «утешением полиграфистов»: стало очевидно – тяжелое машиностроение и офсетное оборудование остаются.

«Приехав в Дюссельдорф в 1995 г., я мог купить или получить на каких-то условиях любое оборудование, которое там демонстрировалось, и через неделю оно б уже приносило деньги в Киеве. А в 2016 г. я ходил по выставке и думал: «Да, это классно, но в какие сроки будут оправданы инвестиции?», – сказал Величко.
Если в 1995 г. на первый план для издателя выходило оборудование, то теперь важна бизнес-модель, которая требует другого подхода к конфигурации оборудования и выбору технологии.

ЭКОНОМИКА ИЗДАНИЙ В УКРАИНЕ – ЕСТЬ ЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ ПЕРЕХОДА НА ЦИФРУ?

Далее Александр Величко остановился на изменении аудитории ежедневных изданий («Сегодня», «Факты», Вести» за 2014-2015 гг. (рис. 1): тиражи падают, снижаются количество читателей и заработки издателей. Издатели, фактически, продают конечным покупателям два вида продуктов. Газета продается конечным пользователям в киосках, того же конечного пользователя (аудиторию) издатель «продает» своим рекламодателям. В результате, продукция издателя имеет высокую маржинальность: если по прямым полиграфическим затратам газета условно обходится в гривну, то продается за 5-6 грн, потому что в эту стоимость заложен интеллектуальный труд редакций.

velichko-21

Рисунок 1. Изменение аудитории одного номера ежедневных изданий.
Источник: данные компании TNS в Украине, ис- следование MMI, население 12-65 лет в городах 50 тыс.+, выборка 10000 респондентов за волну

Персонализацией цифровая печать занялась, как только появилась, но сегодня востребована гиперлокализация контента. Есть контекстная реклама. Для каждого читателя можно моделировать персональную новостную ленту из тех новостей, которые ему интересны. Присутствие наших читателей в Социальных сетях позволяет получить информацию об их профиле, поиске, чтобы формировать персонифицированные газеты в печатном виде.

Александр продемонстрировал графики, подготовленные по результатам регулярных опросов экспертов рынка и отражающие их оценку доходов от тиражей и доходов по рекламе по газетам в Украине. Издатели не могут жить так, как прежде (рис. 2): за счет того, что повышается стоимость газет в гривне и уменьшается объем тетрадей, удается удерживать доходы от тиража на одном уровне в течение десяти лет. Поэтому издателям необходимо применять новые бизнес-модели, которые позволят создавать более высокую добавочную стоимость.

velichko-22

Рисунок 2. Графики падения тиражей и доходов по рекламе по газетам в Украине

Применяя цифровые технологии, издатели получат сразу несколько интересных преференций, которые позволят нарастить тираж, увеличить доходы от рекламы, сделать продукт более привлекательным и востребованным, получить новую аудиторию.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Александр Величко рассказал о свежем опыте, полученном в Швейцарии летом 2015 года. Речь – о выпуске региональной ежедневной газеты Walliser Bote, которая до недавнего времени печаталась на Wifag (1985 г. в.). Эту машину нужно было менять, но у собственника не было желания инвестировать в новое рулонное оборудование со сроком эксплуатации 30 лет: ведь объем рекламы на швейцарском рынке сокращается на 3% в год, и доходы от газеты падали. Издательство Mengis Druck AG провело анализ и оказалось, что 60% аудитории читают только печатную версию, и уход в онлайн неприемлем.

В итоге издательство купило дуплексную машину HP T400. Начав печатать 22 тыс. тиража на цифровой машине, они увидели новые возможности.

Весь контент издатели разделили на четыре части и смогли получить больше доходов по рекламе, потому что реклама стала локальной и ориентированной на четыре района распространения; удалось победить и проблемы с цветопередачей.

После этого Mengis Druck AG запустила печать французской газеты по скачкам, освоила печать брошюр на офсетной бумаге. Отдельным проектом стала печать персонифицированных детских газет: дети присылали Mengis Druck AG отсканированные рисунки, а издатель в ответ присылал детскую газету, где печатался рисунок ребенка. Это повысило лояльность родителей, которые стали выписывать газеты издательства.

В результате замены огромной рулонной машины на цифровую высвободилось два производственных здания, которые сейчас используются для проведения ивентов.

Планируется, что HP T400 окупится в течение шести лет.

velichko-42

ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ ИЗДАТЕЛЕЙ

Позитивный фактор для издателей – высокий уровень конкуренции между производителями цифровых печатных машин: каждый будет хотеть продать, и стоимость оборудования будет снижаться. Александр Величко считает, что струйные индустриальные решения существенно подешевеют. Сегодня для построения необходимой бизнес-модели у издателя появилась «многомерность»:

  • рулон А3-В0+ (с шир. до 2,8 м или лист). При увеличении ширины издатели получают увеличение производительности;
  • онлайн постпресс и оффлайн-решения (абсолютно работающие);
  • всевозможные виды пигментов/красок/чернил (УФ-, водные, твердые и т.д.). Пользователь по желанию выбирает тип бумаги (газетная/офсетная), решает, нужен ли праймер; • скорости до 300 м./мин. (стандарт 150 м./мин.). Цветная печать по скорости приближается к монохромной;
  • цветность (1 – 7 ц в е т о в ) . Естественно, использование более 4 цветов расширяет возможности модели CMYK;
  • дуплекс и симплекс (комбинации). Если недостаточно средств для машину с возможностью запечатывать рулон с двух сторон, можно брать симплекс, потом перематывать рулон и запускать его вторично с другой стороны (совмещение лица и оборота будет идеальным);
  • возможности расширения комплектации;
  • праймеринг;
  • различные субстраты (пленки, элитные и обычные бумаги);
  • широкий набор автоматизации и workflow-пакетов (у офсетчиков и цифровиков общая философия: машина все делает сама, оператор нужен только для того, чтобы остановить ее);
  • контроль качества и экземпляров на выходе (эти технологии в цифре находятся на этапе бурного становления, тем не менее, уже обеспечивают определенные гарантии);
  • гибридизация (если под чью-то бизнес модель надо поставить комбинацию офсета, флексо и цифры – твердотонерной или с жидкими чернилами – все производители говорят одно и то же: рисуем эскиз и делаем).

«Очень скоро мы определимся с победителем и поймем – офсет остается глобальной или стал нишевой технологией. В 2017 г. пройдут очередные Hunkeler Innovations Days – ивент, заточенный под профессионалов, где нет зевак. Там даже сложно оговорить коммерческие условия. Скорее, специалисты готовы отвечать на сложные технологические вопросы.

Hunkeler Innovations Days интересны тем, что в рамках одного павильона установлены все решения ведущих производителей. Я более чем уверен, что мы будем менее уверено говорить об офсете и более уверено о цифре», – резюмировал доклад Александр Величко.

Вложенные файлы:
 
Поделиться ссылкой