«Цифровые» перспективы

1 октября 2014
«Цифровые» перспективы

Несмотря ни на что, «цифра» продолжает свое активное наступление. В Украине сегодня работает порядка двух тысяч компаний, оказывающих услуги цифровой печати, преимущественно, в оперативной полиграфии. Что ожидает эти компании и рынок цифровой печати? Какие основные тренды и перспективы развития отечественного цифрового рынка?

Достаточно крупные по украинским меркам типографии цифровой печати уживаются с массой небольших салонов оперативной полиграфии. И если пул компаний, занимающих по объему печати лидирующее положение на рынке и рассматривающих цифровую печать как системный бизнес, давно определился, то круг небольших салонов постоянно видоизменяется.

Крупные типографии специализируются в области печати. А типичный набор услуг салонов – наряду с оперативной печатью листовой продукции – нанесение изображений на одежду, рекламно-сувенирную продукцию, фотоуслуги, изготовление багетов и т.п.

Количество проданных аппаратов формата А3:

mhn42014ok-2

Базовые тенденции

Можно выделить ряд базовых тенденций современного рынка цифровой печати. Одна из них – усиление качественной конкуренции путем перехода на новый уровень сервиса. Обеспечение принципа «сегодня-на-сегодня и качественно» декларируют многие цифровые типографии, но реально обеспечить его все еще могут немногие.

Цифровые типографии продолжают оказывать реальную конкуренцию офсетным, которые, в свою очередь, пытаются печатать совсем короткие тиражи. Об этом свидетельствует снижение цены до 99 коп. (без бумаги) осенью 2013 г. за формат SRА3 4+0 («печать офсетных тиражей цифрой»), что адекватно €0,09-0,1 по курсу 2013 г. (сегодня эта услуга в некоторых типографиях сохранилась, только ее стоимость составляет 1,2 грн. (что адекватно примерно €0,075), а начинаются такие тиражи по-прежнему с 500 листов третьего формата.

mhn42014ok-511

В Киеве многие компании, которые определяют уровень цен на рынке оперативной полиграфии, работают преимущественно с посредниками (рекламными агентствами), а также типографиями офсетной печати, которым заказы выгоднее размещать на стороне, даже если у них самих в обойме есть одна-две цифровых машины. В отдельных же регионах Украины типографии цифровой печати взаимодействуют чаще с конечными пользователями.

Операторы рынка печати иногда декларируют желание предоставлять услуги консалтинга, продавать оборудование, заниматься его сервисным обслуживанием, продавать расходные материалы. Возможно, одна из причин этого – неудовлетворенность действиями вендоров.

В целом, объем заказов на рынке цифровой печати сегодня меньше, чем может произвести имеющийся парк машин, рынок перегревается поставщиками цифрового оборудования.

Сегментация продаж по скорости печати:

mhn42014ok-22

Влияние кризиса

Говоря о влиянии системного кризиса на развитие рынка цифровой печати, прежде всего стоит отметить, что «скачки» коммерческого курса гривны к доллару привели к удорожанию услуг оперативной полиграфии. Нельзя сказать, что стоимость печати видоизменилась ровно настолько, насколько подорожал доллар, но составляющая расходных материалов при формировании стоимости учитывается. Сегодня стоимость оттиска SRA3 4+0 для заказчиков сегмента В2В в ряде киевских типографий составляет 1,95-2,5 грн. (без бумаги), что соответствует €0,120,16 за SRA3 4+0 (без бумаги).

Несколько систем производительной печати были инсталлированы в компаниях, находящихся в проблемных регионах, что создало владель- цам дополнительные проблемы. Но при этом многие руководители цифровых типографий говорят о том, что сегодня прекрасное время для переосмысления подходов к ведению бизнеса. Директоры успешных типографий рекомендует владельцам бизнеса не забывать о рекламной составляющей и допол- нительной популяризации своего бизнеса в нынешних непростых условиях.

mhn42014ok-23

Типографии, оснащенные производительными системами печати, имеют перед небольшими салонами массу преимуществ, прежде всего – возможность маневра. Они давно уже практически не печатают продукцию в листах, предпочитая производить изделия с полным полиграфическим циклом. Есть у заметных компаний и пул годами наработанных клиентов; но даже они не могут по отдельным позициям (визитки, флаеры, буклеты, листовки) конкурировать со сборными тиражами, и это существенно сдерживает развитие рынка цифровой печати в Украине.


Перспективы сегментов

Если говорить о перспективах развития определенных сегментов рынка цифровой печати, то неперспективными можно назвать следующие направления:

  • печать обычной листовой продукции;
  • направление изготовления фотокниг (лишь в отдельных случаях жизнеспособно как самодостаточный бизнес, не подкрепленный дополнительными видами услуг);
  • направление биллинговой печати (находится в упадке, который сейчас еще и усугубился, немногочисленные операторы рынка вынуждены искать дополнительные сферы приложения усилий). Перспективными же являются такие сегменты цифрового рынка, как:
  • печать с высокой добавочной стоимостью, ориентированная на изготовление малотиражных книжных изданий, эксклюзивной полиграфии и т.п.;
  • бизнесы в сегменте Web-to-Print при условии дополнительного стратегического сотрудничества с крупными офсетными производствами и параллельной печати цифровых и сборных тиражей;
  • сегмент печати календарной продукции с участием цифровых технологий.

Перспективы рынка

Ведущие компании сегмента Web-to-Print (ориентированные на оперативную полиграфию) будут стремиться выходить на рынки ЕС, более того, они уже имеют опыт работы с ними. Например, в 2013 г. франшизу Vizitka.com приобрела одна из болгарских типографий, находящаяся в Варне. Руководитель Vizitka.com Сергей Боженко считает болгарский опыт успешным и собирается ретранслировать его на Западную Европу. Многие типографии надеются на дополнительные преференции при продаже оборудования и на маркетингово-рекламную поддержку. Можно констатировать, что сложился определенный круг моделей бизнеса в цифровой печати. Опыт показывает, что в рамках крупного офсетного производства цифровая печать эффективна не всегда. Таким типографиям проще размещать заказы в типографиях с большими объемами цифровой печати и получать значительные скидки как РА. Услуга «печать офсетных тиражей цифрой»популярна по-прежнему. Вывод – нужны новые модели ведения бизнеса в «цифре».

По материалам выступления Игоря Агаркова (журнал «Принт Плюс») на семинаре «Современная цифра», организованном компаниями MacHOUSE и Xerox

 
Поделиться ссылкой


 
Читайте также