Стандартизация в печатном производстве

5 марта 2012
Стандартизация в печатном производстве

В связи со стремительным развитием технологий для различных видов печати, таких как офсетная, флексографская, цифровая и т.д. постоянно возникает необходимость контроля правильности или корректности воспроизведения не только сюжетов, но и цвета. Компании предлагают решения, в том числе программно-аппаратные. Такой флагман как X-Rite предлагает денситометры, спектрофотометры, различные программы, т.е. инструменты оценки, но не предлагает пути контроля компаний, выпускающих печатную продукцию.

 
Von Erwin WidmerСегодня мы предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью с г-ном Эрвином Видмером, исполнительным директором хорошо известного всем Швейцарского центра Ugra. Он согласился ответить на наши вопросы, касательно тенденций по сертификации, в том числе для флексографского способа печати.
 
X-Rite: Г-н Видмер, не могли бы Вы, рассказать нам о Международных программах сертификации Ugra и немного истории о самой Ugra?
 
Э.В.: Отсчёт истории Ugra в том виде, котором она существует сейчас с программой сертификации, можно начать с 2004, когда в неё пришли специалисты, из двух известных в Швейцарии международных компаний, которые хотели решить проблемы между процессами допечатной подготовки и печати. Они заявили, что обе компании работают согласно стандартам, однако конечные результаты не соответствовали стандарту качества. В процессе общения, внутренних аудитов и тренингов мы поняли, что обе компании интерпретировали стандарты по-разному. После «обучения» обеих компаний стандартам проблема была решена. Вместе с инициативной группой людей из допечатной подготовки, печати, консалтинговых компаний, производителей красок и бумаги мы начали создавать понятие для стандартизации предприятия и непосредственно сертификационной процедуры. Мы работали над этими понятиями около двух лет и с 2006 года запустили процесс сертификации PSO (Process Standard Offset).
 
С тех пор мы сделали более 140 сертификаций, и насчитываем 90 сертифицированных компаний, некоторые из которых ресертифицированы повторно. К сожалению, существует распространённое мнение, даже между профессионалами, что достаточно иметь ISO стандарт и неукоснительно следовать обозначенным там цифрам, чтобы получить стандартизованную качественную продукцию. Однако, чтобы заста вить стандартизацию работать, мы должны были добавить некоторые хорошо зарекомендовавшие себя промышленные методики и подходы к стандартам. Используя эти методики, компании в конечном итоге получают много преимуществ не только с точки зрения маркетинга, но и добиваются ощутимого повышения качества.
 
X-Rite: Какая программа сертификации PSO/G7/Japan Color более «популярна» в мире и почему?
 
Э.В.: Мне тяжело привести точные цифры сертифицированных компаний. PSO сертификацией занимаются многие учреждения не только из Швейцарии и Германии. Оценочная величина всех сертифицированных компаний составляет приблизительно 600 во всём мире. G7 – сертификационная процедура от организации IDEAlliance из США. G7 не может быть один в один сравнён с PSO – это два раз личных подхода к одной проблеме. Однако по последним данным, опубликованным на осеннем заседании комитета ISO, это примерно 700 компаний в США и Китае. Как видно, эти две сертификационные процедуры имеют примерно одинаковое распространение. Japan Color – это третья сертификационная формация, которая только-только подходит к первому бета тестированию. Поэтому говорить о ней как о реальном «конкуренте» пока что преждевременно.
 
X-Rite: Каковы требования для печатных компаний, которые хотят получить статус PSO?
 
Э.В.: Эти требования достаточно просты и их можно очень легко обобщить в следующих пунктах. Компании необходима по крайне мере одна 4-красочная машина со сканирующей системой измерения. Остальное, главным образом, – знания технологий, использование измерительного оборудования, которое каждая компания должна быть в состоянии предоставить и показать насколько правильно работники могут им пользоваться. Компания претендент должна знать стандарты Международной Организации по Стандартизации и как они могут быть реализованы практическим способом. Здесь речь идёт не только о всем известном стандарте ISO 12647-2 или -3, но и сопутствующих стандартах по цветопробе, освещению, рабочему потоку на основе PDF/x и ICC. Однако важнейшим является описание каждой операции через технологические инструкции. Это также является для многих предприятий головной болью, однако после создания инструкций, предприятие выходит на иной более высокий уровень производства.
 
X-Rite: Как обычно проходит сертификация?
 
Э.В.: Общая схема состоит из следующих шагов.
  1. Управление компанией решается провести у себя на предприятии PSO сертификацию.
  2. Компания собирает требуемый «багаж знаний», т.е. готовиться к прохождению сертификации, либо самостоятельно, что является не лучшей идеей, либо с помощью подготовленных Ugra сертифицированных экспертов.
  3. Когда предприятие чувствует, что оно готово, согласовывается время с Ugra.
  4. Ugra проводит аудит с двумя аудиторами. В процессе аудита проверяются все про- изводственные стадии: документация, приём данных, создание данных, мониторная цветопроба, цифровая цветопроба, производство пластины, печать и стандартное освещение.
  5. Ugra измеряет и документирует все стадии. Цветопробные и тестовые оттиски с тиража подвергаются особенно пристальной оценке на предприятии, и затем Ugra отбирает тестовые оттиски и производит повторное измерение через некоторый промежуток времени уже у себя в лаборатории. Если все данные не выхоят за рамки допусков стандартов, компания получает сертификационное свидетельство и полный отчёт. В случае негативного исхода, компания получает только отчёт, по которому можно сделать выводы, где компанией были допущены ошибки и понять пути устранения. После этого назначается переаттестация.
X-Rite: Какие выгоды получит компания от сертификации PSO?
 
Э.В.: Мы классифицируем преимущества, на три категории, которые влияют на человеческие отношения внутри коллектива, качество производства и экономическую составляющую продукции.
 
Влияние на внутрифирменные связи:
– отношение работников к выполняемым обязанностям становиться лучше;
– обязанности служащих более понятны и лучше определены;
– каждый знает, каковы его задачи и цели;
– новые работники «вводятся» в свои рабочие обязанности быстрее;
влияние на качество:
– гарантированное соответствие стандарту печати;
– качество печати между различными типографиями находиться на одинаковом «измеряемом» уровне;
– повторные тиражи соответствуют предыдущим;
– допечатный отдел компании работает более слаженно с печатным производством;
– отпадает необходимость в одобрении печати каждый раз;
– если выявлена проблема, то она может быть быстро устранена;
– упрощается оценка работы оборудования;
– улучшается коммуникация между отделами внутри предприятия;
– упрощается общение с клиентами;
– упрощается общение с поставщиками;
– компания производит «более зелёный» (экологический более дружественный) продукт за счёт экономии расходных материалов;
влияние на экономику:
– уменьшается количество рекламаций;
– сокращаются сроки поставки готовой продукции;
– освобождается время для новых заказов;
– как итог, повышается ликвидность предприятия.
X-Rite: Как PSO влияет на отношения между поставщиком красок и расходных материалов, типографией и конечным пользователем?
 
Э.В.: Вопрос, заданный Вами достаточно объёмный и его можно рассматривать с различных позиций. Попробую кратко ответить на него. Без проведения регламентирующих мероприятий в компании, большинство работников очень неуверенно чувствуют себя как в плане определения «качества продукции» так и сроках её изготовления. Это также приводит к ослаблению взаимопонимания с клиентами. Однако, после того как отдел продаж начинает понимать, что PSO сертификация это непросто формальность и ещё один сертификат на стене, общение с клиентами переходит на новую стадию. Внедренная методология гарантирует качество выпуска продукции на самом высоком уровне при сокращении производственного времени и расходных материалов, т.е. фактически приводит к уменьшению себестоимости продукции.
 
Компания, прошедшая PSO сертификацию, устанавливает не только новый уровень контроля качества у себя на предприятии, но также осуществляет входной контроль расходных материалов. Это особенно важно, так как в настоящее время все производители расходных материалов стараются удешевить свою продукцию, и это в конечном итоге сказывается на качественных характеристиках. Без входного контроля следование PSO не всегда оправдано, так как нет уверенности, что используемые материалы отвечают стандартам ISO, без выполнения которых достичь соответствия ISO 12647-2 не представляется возможным.
 
X-Rite: Сколько компаний прошли сертификацию Ugra глобально и распределено регионально?
 
Э.В.: Ugra сертифицировала 90 компаний из них 75 в Европе и 15 в Азии. В 2010 году в России нами была сертифицирована компания «Промис» (г. Нижний Новгород). В 2012 году мы планируем осуществить её ресертификацию. К сожалению PSO сертификация в странах бывшего СНГ пока что не нашла глубокого понимания, но мы работаем над этим и надеюсь 2012 год принесёт нам ещё несколько сертификаций на этой территории, что позитивнейшим образом отразиться на рынке предоставляемых полиграфических услуг.
 
X-Rite: Видители ли Вы потенциал в сертификации новых цифровых технологий печати, анонсированных недавно немецким институтом Fogra – PSD (Process Standard Digital)?
 
Э.В.: Ugra проводит такую сертификацию с 2006 года. В этом году у первой цифровой типографии была вторая периодическая аттестация. Так как до сегодняшнего дня стандарта ISO для цифровых принтеров (не путать с цветопробными устройствами) не существует, мы проводим сертификацию на соответствие стандарту офсетной печати. Хотелось бы подчеркнуть, что этот тип сертификации пользуется большим успехом, так как даёт возможность приблизить цифровую печать к офсету и иметь возможность верифицировать качество. Технический комитет Международной Организации по стандартизации (TC 130) работает над стандартом для цифровой печати, которая будет издана, скорее всего, через два–три года. Как только это произойдет, Ugra полностью перейдёт на этот стандарт, если это будет необходимо. Как показывает опыт, большинству цифровых типографий нравится работать с методологией PSO и новая методология PSD также найдёт своих сторонников.
 
X-Rite: Возможно ли появление подобных сертификационных процедур для флексографской, глубокой и трафаретной печати?
 
Э.В.: Конечно, подобные процедуры для PSN (Process Standard Newspaper) – ротационной газетной печати, PSR (Process Standard Rotogravure) – ротационной глубокой печати уже существуют на рынке несколько лет. Есть несколько газетных производств в Европе, которые были сертифицированы, но, думаю, нет ни одного, которое было бы сертифицировано для глубокой печати. В настоящее время Ugra разрабатывает сертификацию для флексо – PSF (Process Standard Flexo). Мы уверены, что это помогло бы флексопроизводству намного улучшить качество. Я не разделю мнение некоторых моих коллег о том, что флексографское производство имеет множество неопределенных факторов и поэтому его невозможно стандартизировать. Да, если сравнить флексо производство с офсетным, в особенности стадию печати, стандартизация достаточно трудна, но не невозможна. Она просто требует больего количества времени и больших усилий по регламентации. Я не думаю, что стандартизация для трафаретной печати интересна, так как почти никто не использует её для печати на бумаге. Тем не менее, существует ISO стандарт, описывающий значения этого способа печати. При желании, его тоже можно привести к формализованному виду.
 
X-Rite: Каковы основные требования для желающих пройти сертификацию для флексо?
 
Э.В.: Тема сертификационных процедур для флексографской печати обсуждается достаточно давно и на международном уровне в комитете ТС130 и на различных региональных мероприятиях. Полиграфический рынок, и в особенности упаковочная промышленность, настойчиво требуют сертификации для флексографии. Если рассмотреть методологию Ugra, то она достаточно просто может быть адаптирована для различных методов печати, в том числе для флексографского. Основной проблемой для сертификации будет являться проведение контроля при печати. Интегрирование сложных устройств т.н. in-line или on-line контроля требует дорогостоящих инвестиций. Так как в большинстве случаев печать осуществляется с рулона на рулон, система измерения и мониторинга должна существовать не только в лаборатории по контролю продукции, но и непосредственно в самой машине. Не все предприятия готовы на это, даже при очевидной быстрой окупаемости. А без подобных систем сертификационная процедура затрудительна, так как нельзя отследить стабильность процесса печати. Другой немаловажный аспект – подготовка предприятия и использование существующего стандарта. На сегодняшний день раздел флексо стандарта ISO 12647-6, вышедшего в 2006 году даёт представление о 4-красочной печати, как и все остальные стандарты данной серии, а сам стандарт, используется на очень малом количестве производств.
 
Проблем использования здесь несколько: первое – большое количество запечатываемых материалов, нежели обозначено в стандарте, второе – используемые краски, не дающие подчас возможности достичь обозначенных в стандарте значений. Ещё один критический момент – максимальный краскопреренос, который мало кто соблюдает. Для правильного цветовоспроизведения в стандарте обозначены максимальные значения:
– гофрированная бумага: 270% до 300%;
– мелованная бумага: 280% до 300%;
– немелованная бумага: 290% до 320%;
– плёнка/фольга: 270% до 290%.
Однако, данные величины даны без учёта используемых типов красок (спирторастворимые, водные, УФ и т.д.) которые могут иметь свои специфические особенности относительно используемых запечатываемых материалов. В заключение хотелось бы сказать, что все сертификационные процедуры носят рекомендательный характер, но они позволяют компании честно взглянуть на собственные проблемы производства, понять пути устранения конфликтов и в конечном итоге выйти на новый качественный уровень.
 
Источник: Журнал "Новости Полиграфии" №10 (363) Декабрь 2011
 
Поделиться ссылкой