Как попасть в цвет? Часть II

30 мая 2017
Как попасть в цвет? Часть II

Продолжаем цикл публикаций об основных проблемах с цветопередачей, начатый в апреле 2017 года.

Читать предыдущую публикацию

Ранее мы уже рассмотрели две группы наиболее важных факторов: проблемы, связанные с инструментами для измерения цвета, и ошибки в использовании цветовых стандартов.

Сегодня мы поговорим о том, как на конечный результат печати влияет среда и условия, в которых работает печатная машина.

1. Температура и влажность

Наиболее благоприятная для печати температура – 18-22°С, относительная влажность – 40-60%. Причем стабильность этих параметров гораздо важнее, чем их значение. Так, если летом вы начнете печать при работающем кондиционере, а закончите печать при открытой форточке, то получится существенный перепад температуры в цеху. Изменится вязкость краски, степень ее растекания на бумаге и показатели растискивания. Кроме того, при сильных перепадах влажности изменятся даже размеры бумаги, что сразу станет заметно по качеству приводки.

Если вы используете спиртовое увлажнение, то характеристики увлажняющего раствора так же изменятся из-за испарения спирта, что приведет к нарушению водно-красочного баланса.

Температура и влажность в печатном цеху имеют огромное влияние на краскоперенос. Краски с хорошим переносом дают более густой, насыщенный цвет. При использовании быстро сохнущих красок, цвет при печати может казаться более светлыми и неравномерным.

При печати тонким слоем краски, влияние температуры и влажности усиливается. Материал может просматриваться сквозь краску. Если вы решите измерить цвет на таком оттиске с помощью спектрофотометра, то подложка исказит результаты измерения. Воспользуйтесь простым способом контроля красочного слоя – посмотрите на сплошные участки в лупу, если материал подложки не виден, то толщина слоя достаточна. Измерить толщину красочного слоя более точно можно с помощью денситометра.

Правильная температура и влажность в цеху особенно важны при печати сольвентными красками. В некоторых типографиях для устранения этой проблемы даже используют разные смеси сольвентов для зимы и для лета.

Установите в печатном цеху термометр и влагомер. Используйте системы кондиционирования воздуха. Включите в производственный процесс дополнительное время для акклиматизации бумаги и химикатов в том же помещении, где будет проходить печать.

Более подробно о климатконтроле в типографии читайте с статье: 
«Контроль влажности воздуха и бумаги в полиграфической промышленности»

2. Не верный уровень pH

Уровень рН может изменяться от 1,0 (кислотная среда) до 14,0 (щелочная среда). Дистиллированная вода имеет pH 7,0 (нейтральная среда). Наиболее оптимальное значение рН увлажняющего раствора для офсетной печати, находится в пределах 4,8–6,0.

Повышенная кислотность увлажняющего раствора замедляет процесс закрепления краски, приводит к оголению и коррозии металлических валиков красочной системы, способствует нечеткому пропечатыванию мелких элементов изображения и преждевременному износу печатных форм.

С другой стороны, избыток щелочи в увлажняющем растворе вызывает химические реакции в зоне непосредственного контакта воды с краской, результатом чего становится «омыление» (сероватый оттенок) печатной краски или ее эмульгирование.

Определите оптимальное значение кислотности раствора для ваших условий печати и точно соблюдайте этот уровень pH в дальнейшем.

Для определения значения кислотности используйте простую лакмусовую бумагу, цвет которой после погружения в увлажняющий раствор сравнивают с эталонной таблицей. Но более точные результаты поможет получить электронный рН-метр.

3. Вязкость

Следить за вязкостью краски во время печати нелегко, так как она быстро меняется. И хотя многие современные машины оснащены системой автоматического мониторинга вязкости, эти системы часто дают сбой или случайно отключаются. Вязкость краски сказывается на ее печатных свойствах: насыщенности цвета, контрасте, равномерности наката краски, яркости.

Если насыщенность цвета внезапно повышается, вероятнее всего повысилась вязкость краски. Помните, что краска теряет несколько секунд вязкости сразу после зарядки в машину. Это происходит вследствие циркуляции в красочном аппарате, так как краска – тиксотропная жидкость.

При работе с лаками и жидкими красками для измерения вязкости можно использовать воронки. Значение вязкости определяется в секундах, за которые жидкость вытечет из заполненной воронки. Для определения вязкости лакокрасочных материалов применяют специальные приборы – вискозиметры.

4. Давление

Измерение давления на печатный цилиндр особенно важно для офсетной печати, поскольку именно благодаря ему краска и увлажняющий раствор переносится с формы на материал. Технология офсетной печати уникальна тем, что компоненты процесса (краска и вода) во время печати смешиваются между собой под давлением, образуя новый раствор.

Исправить проблемы печатного давления, пожалуй, легче всего. Обратите внимание на растискивание и плотность отпечатанных цветов. Если все настроено правильно, а при этом цвета слишком насыщенные, – уменьшите печатное давление. Если насыщенность слишком низкая, – наоборот.

Для получения точных данных о давлении между валом и цилиндром – используйте прибор Nip Control. Он поможет быстро измерить и отрегулировать давление печати, что в свою очередь, поможет устранить брак, снизить расходы на краску и увлажняющий раствор и продлить срок службы валов.

5. Растискивание и плотность точек

Геометрическое и оптическое приращение точек растра увеличивает запечатанную область материала и уменьшает пробелы между растровыми точками. В результате изображение выглядит более темным, его контрастность снижается.

Как определить растискивание? Отпечатайте измерительную шкалу полутонов. При фотовыводе исключите любую компенсацию растискивания. С помощью денситометра измерьте плотность в контрольных точках шкалы. По результатам измерения, постройте график зависимости растискивания от плотности исходного растра (заданного размера точек). Он поможет определить необходимый уровень компенсации растискивания. Имеет смысл построить индивидуальные компенсационные кривые для каждой краски.

Если оператор не позаботится о компенсации растискивания, использует настройки «по умолчанию» или выберет неверные параметры, то оттиск выйдет значительно темнее.

Если растискивание слишком велико, печатник может немного ослабить подачу этого цвета для коррекции общей картины. Плотность и растискивание обычно взаимосвязаны, поэтому проверяйте их вместе, используя денситометр X-Rite eXact.

6. Контроль пластин и офсетного полотна

Следите за сроком хранения офсетных пластин. Средний срок годности офсетных пластин – 18 месяцев. Хранить пластины нужно в холодном сухом помещении, вдали от солнечных лучей, батарей центрального отопления и прочих источников тепла или влаги при температуре 18–25 ºС и влажности 40–60%.

Перед тем как взять пластины в работу, лучше выдержать упаковку в течение суток в помещении участка СТР. Не забывайте об освещении в комнате, при котором допускается вынимать пластины из пачки.

Транспортировать пластины лучше на специальных тележках или в коробке из-под пластин. Вынимать из пачки – в перчатках, т. к. поверхность офсетных пластин чувствительна к жиру и грязи.

Проведите визуальную оценку состояния пластин: их поверхность должна быть равномерно окрашенной, без затеков, точек, белесых полос и пятен.

Внимательно подойдите к выбору растворов для очистки поверхности пластин. Агрессивные очистители сократят время очистки, но могут повредить печатающие элементы пластины, существенно уменьшая тиражестойкость.

Для контроля печатных форм используйте прибор X-Rite iCPlate2. Он подходит для измерения полного диапазона линиатур и размеров растровых точек. Прибор поддерживает измерения как регулярных (АМ), так и стохастических (FM) растров.

7. Смена цилиндра

Часто виновником неверного цвета во флексопечати может стать новый (или только что восстановленный) анилоксовый или лакировальный вал без последующей калибровки печатной машины. Если у вас изменяются характеристики краскопереноса анилоксового вала (как при обновлении, так и при износе), у вас изменяется и цветопередача. Совсем новый вал обычно наносит намного больше краски, чем тот, у которого прокат в несколько сот тысяч метров.

Объем ячеек вала и качество обработки поверхности ячеек напрямую влияет на количество наносимой на материал краски. Со временем вал будет переносить меньше краски, поэтому тщательно отслеживайте повторяющиеся задания, которые печатаются регулярно.

Повесьте возле печатной машины специальную таблицу отпечатанных цветов. Сверяя цвета тиража с этим эталоном, вы будете знать, когда анилоксовый вал следует отправить на обслуживание.

8. Грязный анилокс

Чистота анилоксовых валов напрямую связана с качеством флексографской печати. Если ячейки анилокса забиты грязью, засохшей краской или лаком, то добиться приемлемого качества вам вряд ли удастся.

В идеале, анилоксовый вал должен быть очищен сразу после окончания печати, когда проще всего очистить ячейки. Однако печатники иногда об этом забывают. Загрязнение анилоксового вала существенно уменьшает объем ячейки и дает при печати более светлые цвета. Преодолеть эту проблему для техников нелегко.

Если вы добавляете колорант снова и снова и результат не улучшается, вероятнее всего анилоксовый вал забит. Для немедленного разрешения этой проблемы замените вал или выполните его очистку.

9. Проблемы с ракельными ножами

Изношенный ракельный нож может пропускать слишком много краски между своим краем и анилоксовым валом, что даст слишком насыщенный цвет.

В некоторых случаях машина может работать нормально, и потом, вдруг случается «взрыв» плотности цвета. Если такое произошло, первым делом проверьте ракельный нож. Возможно он нуждается в замене.

10. Флексопластины

Очень старые фотополимерные пластины могут со временем становиться тверже. Это ведет к ухудшению переноса краски и повышенной светлоте цвета. В очень редких случаях перенос будет настолько слабым, что исправить цвет, компенсируя его подачей краски, станет невозможно.

Как и в случае с твердостью флексопластин, материал их подкладки также влияет на результаты печати. Если у вас никак не получается нужный цвет, попробуйте заменить материал подкладки.

Разные типы подкладки могут изменить характеристики печати, растискивание или давление. Например, более жесткая подкладка дает лучшие результаты на некоторых материалах, средняя жесткость хороша для триадных работ, а мягкая обеспечивает гибкость в отношении давления. Это может исправить дефекты печати, возникающие в следствие вибраций.

В завершении

Получение точного цвета в печати означает поиск тонкого равновесия между спектрофотометром, краской, материалом, печатной машиной и средой. Часто корень проблемы находится именно в печатном процессе.

Если вы хотите организовать грамотный процесс печати с точной цветопередачей, свяжитесь с экспертом по контролю цвету MacHOUSE, Максимом Букасовым,
(044) 495-2090, bukasov@machouse.ua

 
Поделиться ссылкой


Подробнее о товарах
 
Читайте также