Металлизированные краски: что важно знать, чтобы забыть о проблемах при печати

Металлизированные краски: что важно знать, чтобы забыть о проблемах при печати

Woltenholme International Limited является лидером в производстве металлизированных красок для офсетной печати.Всемирно известный ассортимент красок,выпускаемый компанией Woltenholme, носит название Unipak. В этих красках используется металлизированный пигмент одного из крупнейших европейских производителей-компании Eckart GMBH(Германия).

Краски обладают отличными раскатно-накатными свойствами, прекрасно полимеризуются на всех типах подложек, включая слабо впитывающие и не впитывающие материалы. Благодаря сбалансированным свойствам металлизированные краски Woltenholme обеспечивают высокую стабильность печати как на малых, так и на высокоскоростных печатных машинах последнего поколения. Водно-красочный баланс хорошо достигается при работе со всеми видами увлажняющих аппаратов. Для спиртовых систем допустимая доля изопропилового спирта составляет 8-12% (диапазон более широкий, чем в рамках общих рекомендаций). Краски Unipak могут быть смешаны с традиционными офсетными красками,используемыми при обычном подборе цветов,для создания всевозможных оттенкав и необычных эффектов.

Предлагаются следующие оттенки «золота»:

  • Rich Gold — золото с зеленоватым отливом;
  • Rich Pale Gold — насыщенное золото;
  • Pale Gold — золото с бронзовым отливом;
  • золото по пантону от Gold 871 до Gold 876;

а также

  • «серебро»:Silver 877.

Сегодня без металлизированных красок невозможно представить себе процесс изготовления значительной доли этикеточно-упаковочной и рекламной продукции. Различные оттенки «золота», а также серебряный цвет востребованы таким количеством производителей товаров, что простое перечисление займет слишком много времени. Металлизированные краски включают специальные пигменты из бронзовых(латунных) или алюминиевых порошков, благодаря которым красочный слой приобретает металлический блеск. Однако при печати металлизированными красками офсетным способом необходимо знать и учитывать целый ряд особенностей, связанных со свойствами красок, с взаимодействием краски с увлажняющим раствором и бумагой, с влиянием окружающей среды (температура и влажность в помещении) и с некоторыми другими факторами. Попробуем систематизировать накопленный опыт в виде рекомендаций по использованию металлизированных красок в офсетной печати.

Отметим, что в настоящее время металлизированные краски производятся, в основном, в однокомпонентном варианте, т.е., готовыми к использованию. Теперь нет необходимости в предварительном смешивании пигментной составляющей со связующим компонентом, что в недалеком прошлом являлось «суровой необходимостью» — ингредиенты производились и поставлялись отдельно. Вместе с циклом составления красок непосредственно в типографии, что требовало наличия специального оборудования, трудозатрат, квалификации персонала, исключены и неизбежные погрешности в результате — в конечной формуле краски.

Теперь об основных условиях, выполнение которых позволит раскрыть все преимущества использования «металликов».

Предельно кратко о климатических условиях в типографии. Общие требования: температура 20-22°С, влажность — не выше 50-60 %. Независимо от вида выполняемой работы, необходимо строго выдерживать данные показатели.

Требования к печатным формам.

В случае больших тиражей рекомендуется применять монометаллические пластины с термообработкой т.к. металлические частицы пигмента ускоряют изнашивание пластины и снижают его тиражестойкость. Металлические пигменты имеют размер 1,5-3,5 мкм, а поверхность пластины может иметь глубину рельефа до 3,5 мкм.Для печати металлизированными красками пригодны термальные пластины CtP. В случае больших тиражей также рекомендуется термообработка.

Бумага.

Если вы печатаете металлизированной краской, используйте только качественные мелованные сорта бумаги и картона. Опытным полиграфистам хорошо известно, что от качества бумаги в большой степени зависит и качество оттиска. Так что, первая рекомендация — не экономьте чересчур на бумаге или картоне, чтобы потом не иметь дело с паллетами забракованной заказчиком продукции. Для металлизированных красок старайтесь подбирать подложки с малой впитывающей способностью. Плюс, необходимо регулярно контролировать рН бумаги — рекомендуемый показатель не ниже 7. Удобно пользоваться специальным карандашом для измерения кислотности бумаги pH Pen. Линии, наносимые при помощи такого карандаша на поверхность бумаги, принимают окраску, соответствующую определенному значению рН.

Если бумага (например, немелованная) обладает высокой способностью к впитыванию, мы сталкиваемся с проблемой «провала» связующего компонента, его проникновения на оборотную сторону листа. При этом пигментная часть остается на поверхности, но в значительной степени теряет стойкость к истиранию — происходит «осыпание пигмента». Как следствие, уменьшается металлический блеск краски — эффект, ради достижения которого полиграфисты и выбирают металлизированные краски.

Что делать, если печатать на впитывающей подложке все же приходится? Во-первых, необходимо снизить до минимума подачу увлажняющего раствора и поддерживать данный уровень в процессе печати. Для этого рекомендуется добавлять в увлажняющий раствор изопропиловый спирт, что помогает уменьшить эмульгирование краски и ускорить ее закрепление. Но доля изопропанола не должна превышать 10%, в противном случае вероятно возникновение «тенения» — закатывание краской пробельных элементов формы, а также снижение металлического блеска из-за растворения в спирте защитного слоя пигментных частиц. Во-вторых, очень важно контролировать кислотность увлажняющего раствора — ее значение должно находиться в пределах от 5,5 до 6,5 (оптимальный показатель — до 6). Меньшая кислотность препятствует скорейшему высыханию краски, а избыточный уровень рН приводит, опять же, к уменьшению блеска металлических частиц. Можно контролировать кислотность раствора посредством электронного цифрового прибора pH-meter. Он дает возможность получить объективные параметры уровня рН. Либо, имеются специальные лакмусовые бумажки, отображающие кислотно-щелочные показатели раствора, изменяя свой цвет.

Минимизация подачи увлажняющего раствора способствует более быстрому высыханию оттисков и получению наилучшего эффекта металлического блеска. При повышенном эмульгировании краски оттиски медленно сохнут и будут выглядеть тусклыми, а в худшем случае возможно появление дефекта меления (осыпания краски).

Еще один вариант повышения стойкости металлизированных красок к истиранию при печати на бумаге с высокой впитывающей способностью — предварительное нанесение масляного лака или краски,соответствующей оттенку «золота» или «серебра»(например желтой или голубой.На практике, правда, этим методом пользуются редко. А вот добавление некоторого количества (2-5%) масляного лака дает вполне ощутимый результат. Увеличивается стойкость оттиска к истиранию; свойства краски при этом не страдают. По такому пути часто идут типографии, которым приходится печатать на рыхлых сортах картона, в основном, отечественного производства.

Требования к краске.

Перед печатью необходимо проверить срок годности используемой краски. При превышении срока годности металлический блеск снижается, краска тускнеет.

При использовании двухкомпонентных красок необходимо правильно смешивать пасту с олифой. При использовании красок Alchemy Gold (Huber Group) золотая паста смешивается с олифой(фирнисом) в соотношении 1:1. Для усиления металлического блеска допускается смешение 6:4, но необходимо учитывать, что при этом снижается прочность красочного слоя на истирание. Если оттиск лакируется, то прочность истирания повысит лаковая пленка. Серебряная паста смешивается с фирнисом в соотношении 1:2.

Чтобы от окисления не потерялся металлический блеск, вскрывать упаковку и смешивать двухкомпонентные краски нужно непосредственно перед началом печати. Лучше смешивать краску вручную без использования высокоскоростных миксеров или непродолжительное время в краскомешалке. Приготовленную или уже готовую краску сразу же закладывают в красочный ящик. Если на тираж потребуется большое количество краски, то лучше смешивать ее порциями в процессе печати тиража.

В красочный ящик краску кладут небольшими порциями, подкладывая, время от времени свежую, чтобы замедлить процесс окисления. При добавлении свежей, можно удалять старую краску из резервуара, если расход краски небольшой.

Для изменения свойств металлизированных красок можно использовать только вспомогательные вещества, рекомендуемые фирмой-поставщиком.

Особенно осторожно, нужно корректировать серии металлизированных красок под последующее лакирование, т.к. некоторые добавки могут вызывать снижение адгезии лаковой пленки к краске.Добавки и модификаторы оказывают негативное действие на устойчивость краски к хранению.Краски с введенными добавками не должны храниться.

Подача краски.

Не рекомендуется закладывать в дуктор сразу много краски — лучше начать с малого количества, а в процессе печати чаще добавлять свежую краску. Это делается по той причине, что «золото» и «серебро» подвержены негативному воздействию кислорода и влажности, отсюда велик риск возникновения коррозии и окисления пигмента. Также, при длительном пребывании в красочном ящике краски теряют блеск из-за изменений пигмента. Следует помнить, что «металлики» относятся к категории непрозрачных красок, поэтому даже опытный печатник может легко ошибиться в дозировке подачи краски. Оптимальный алгоритм такой: начинать подачу с небольшого количества, затем можно постепенно увеличивать объем подаваемой краски до уровня, позволяющего покрыть площадь запечатки. Затем подача понемногу увеличивается до уровня достижения желаемого блеска, и параллельно регулируется подача увлажнения с целью избежания явления тенения на пробельных элементах формы. Установленный таким путем водно-красочный баланс необходимо контролировать в течение всего тиража.

Печать тиража.

Настройку подачи краски и увлажняющего раствора в секциях, печатающих металлизированными красками, рекомендуется начинать только после того, как будет установлен оптимальный водно–красочный баланс и достигнуты нормированные величины оптических плотностей на оттисках во всех других красочных секциях. В процессе печати следует поддерживать минимальную подачу увлажнения и контролировать величину оптической плотности.

Необходимо следить за тем, чтобы при очистке или регенерации печатных пластин, используемое средство, содержащее кислоту, не попадало в увлажняющий раствор, тщательно промывать пластины водой. Воду для смывки и губку необходимо содержать в чистоте.

При печати «сырое по сырому» рекомендуется золотую краску печатать последней. Если это невозможно, рекомендуется смягчить, сделать менее тягучей следующую краску после золотой. Следующая по печати краска должна быть менее липкой, чтобы закрепиться на поверхности предыдущей краски.

При автономной печати перерыв между нанесением золота и надпечаткой по нему не должен превышать 24 часа. Инфракрасная сушка вполне допустима т.к. она только усиливает металлический блеск.

В машинах для двусторонней печати с устройством переворота листа металлизированные краски, как правило, могут наноситься только после того, как лист проходит устройство переворота.

При печати на невпитывающих материалах обязательными являются сушка оттисков ИК–излучением и нанесение противоотмарочного порошка или лакирование. Для минимизации риска отмарывания и перетискивания также следует контролировать количество наносимой краски и высоту стопы в приемном устройстве (не более 500 листов).

Очистка красочного аппарата и офсетного полотна может выполняться с использованием обычных чистящих средств для масляных офсетных красок.

Ранее для углубления цвета при печати черной краской крупных плашек под нее клали растровые сетки CMYK. Теперь стали углублять черную краску, печатая под нее серебряную плашку. Также серебро кладут для углубления темно-синей краски.

При отделке оттисков металлизированными красками следует помнить, что дополнительное покрытие снижает эффект металлического блеска. Металлические пигменты, как правило, покрываются специальным воском, который затрудняет адгезию лаков и клеев. Тем не менее большинство масляных металлизированных красок может лакироваться в линию масляными и водными лаками и масляными лаками в режиме офлайн. При необходимости нанесения УФ–лаков и для ламинирования рекомендуется использовать краски, специально разработанные для последующей отделки или предварительно покрывать отиски вододисперсионным праймером. При лакировании масляным лаком в режиме офлайн паузы между прогонами следует минимизировать.

Необходимым условием хорошей приклейки пленки является прочное соединение слоя металлических пигментов с запечатываемым материалом, поэтому для ламинирования лучше всего подходят оттиски на мелованных слабовпитывающих бумагах. При разработке дизайна печатной продукции, подлежащей ламинированию, следует минимизировать количество металлизированных элементов, расположенных на линии обреза (высечки), поскольку такие элементы увеличивают риск отслаивания пленки.

Для печати с высокой скоростью (более 10 тыс. отт./ч) предпочтительно использовать краски с особо мелкими пигментами. Металлизированные краски, как правило, имеют хорошую стойкость к спиртам и низкую стойкость к щелочам. Светостойкость золотых красок составляет около 3–4 единиц, серебряных красок — до 7 единиц по шкале Blue Wool (ISO 2835–1974).

Металлизированные краски не требуют применения специальных офсетных полотен и специальных покрытий валиков красочного аппарата.

 
Поделиться ссылкой