Кратчайший путь к формам. Выбираем устройство CTP для офсета.

Кратчайший путь к формам. Выбираем устройство CTP для офсета.

Нынешний справочник посвящён устройствам прямого экспонирования офсетных формных пластин, или цифрового изготовления форм, — Computer-to-Plate (CTP).

Выбор конкретного устройства предполагает, что решение об использовании технологии CTP уже принято, а изложение аргументов в её пользу потеряло актуальность. Вспомним лишь нескольких ключевых моментов.

Вспомогательное оборудование. Формное оборудование всегда было вспомогательным, по-скольку не добавляло стоимости в основную продукцию (за исключением немногих сервис-бюро, оказывающих услуги по выводу печатных форм). Поэтому при выборе должна преследоваться одна цель — эффективность (в широком смысле слова) работы основного вашего ресурса — печатной машины. Если дополнительные затраты на устройство или формы улучшают использование основного оборудования, тратьте на это деньги без раздумий. Если нет, сто раз подумайте.

Стоимость рабочей силы. Новые технологии на формном участке должны её снижать; в против-ном случае нужны другие решения.

Назначение

CTP-устройства делятся на три группы в зависимости от печатной продукции, для которой предназначены. Обозначим требования к каждой группе, а подробно поговорим о них дальше.

Коммерческая продукция. Вам понадобится устройство, обеспечивающее высокую линиатуру печати и качественное растрирование с хорошей проработкой светов и теней. Хотя это функции растрового процессора, устройство должно создать ему необходимые условия — иметь достаточное разрешение и хорошую повторяемость.

Если не собираетесь ограничиваться чистой триадой, изготовленные формы должны допускать использование металлизированных красок и УФ-лака, иначе придётся сохранить аналоговый формный участок для изготовления нескольких форм в неделю.

Весьма вероятно, что вас будет интересовать цена формных пластин, — коммерческие тиражи становятся короче, и доля стоимости форм в них всё заметнее. В зависимости от парка оборудо-вания может быть важна и цена устройства.

Рулонная печать журналов, являясь разновидностью коммерческой печати, имеет специфику: более сложные схемы перфорации, небольшие клапана и формат, обычно превосходящий 8 страниц. Устройство должно обеспечивать нормальное качество форм, хотя и без фанатизма — на рулонных машинах вряд ли удастся стабильно печатать с линиатурой более 150 lpi и обеспечивать 1% точку в светах и 99% в тенях, а для обложек, обычно печатающихся на листовых машинах, вполне достаточно 175 lpi.

Цена форм практически не важна, а вот их тиражестойкость будет совсем не лишней — убытки от простоя рулонной машины на время переделки формы и повторной приладки могут быть весьма велики.

Газеты. Тут самое главное — производительность, а с нею тесно связаны вопросы рабочих потоков, подачи форм, их контроля по содержанию и качеству, адекватной перфорации и загибки. По некоторым оценкам, в развитых газетных системах доля собственно устройства экспонирования в общей стоимости комплекса не превосходит 30%, хотя есть и решения начального уровня («ре-зервные»).

Очень важна тиражестойкость и прочность форм — из-за высоких убытков при простое печатной машины на переделку формы.

Всё вместе. Считается, что в отличие от традиционных формных процессов в CTP нет универсального решения. Но смешанные типографии существуют, и с этим фактом приходится считаться. Тогда всё зависит от того, что с чем смешано.

Разумеется, границы между группами вовсе не на замке, и есть пограничные модели, но покупку CTP лучше начинать с вопроса: «А что мы собираемся печатать с изготовленных на нём форм?»

Форматы

Для коммерческой печати вопрос о формате решается предельно просто: устройство должно покрывать форматы форм для всех ваших машин— установленных и планируемых к приобретению в ближайшие 3–5 лет.

Многие устройства допускают обновление по формату, но не стоит без крайней надобности пользоваться этой опцией — цена обновления заметно превосходит первоначальную разницу в стоимости моделей.

Самый плохой случай — вы только планируете приобрести печатную машину сверхбольшого формата, а CTP покупаете сейчас. Стоимость соответствующего устройства может оказаться на-столько велика, что окажется нецелесообразным производить такие инвестиции авансом (или стоит подумать о поставщике, предлагающем trade-in). А может быть, по сравнению со стоимо-стью соответствующей машины, которую вы планируете покупать, инвестиции в CTP могут пока-заться не столь уж и большими. Решения, связанные с CTP формата VLF, всегда уникальны и име-ют особую логику.

Для журнальной рулонной печати требования к формату, в целом, те же, но нужно обязательно учесть меньшие загибы форм. Лучше всего, если поле экспонирования будет совпадать с разме-ром формы, а устройство не будет использовать дополнительной перфорации.

Несколько иначе обстоят дела с газетной печатью. В газетных машинах форма не обязательно должна быть полноформатной (газетчики используют термин «панорамная»)— она может наби-раться из нескольких «одинарных» расположенных по ширине полотна пластин, на каждой из которых располагается разворот (для машин одинарной длины) или два (для машин двойной длины). К такой экономии на ширине CTP-устройства надо относиться осторожно — одинарные формы ограничивают дизайнерский потенциал редакции и номенклатуру продукции для «полукоммерческой» печати, но в некоторых «особо бюджетных» случаях такое возможно.

Типы формных пластин

Сегодня реально используется три типа пластин, и у каждого свои достоинства и недостатки. Их подробный разбор, вроде бы, выходит за рамки этого материала, но ведь тип экспонируемых форм во многом определяет особенности устройств CTP.

Серебросодержащие. Технология известна ещё со времён аналоговых процессов и сводится к формированию гидрофобных участков на основе серебра, образующих печатающие элементы на гидрофильной подложке.

Скорость у таких пластин даже слишком высокая (например, для Agfa Lithostar Ultra LAP-V требуется 2,6 мДж/cм2) — для современных лазерных диодов приходится ставить в оптический тракт фильтр, уменьшающий интенсивность света.

Они имеют высокое разрешение и позволяют печатать с очень высоким качеством (типично вос-произведение тонового диапазона 1–99% при 200 lpi). Однако их тиражестойкость (300–400 тыс.) меньше, чем термальных или фотополимерных форм после обжига, хотя заметно выше, чем беспроявочных. Правда, серебросодержащие непригодны для работы с УФ-красками и лаками, металлизированными красками, что сильно ограничивает их применение для коммерческой печати.

Из представленных в справочнике, с серебросодержащими формами работают устройства Agfa Advantage, Avalon V4 и Polaris, CtpOptotec, DotLine, ECRM, Escher-Grad, Heidelberg Prosetter, HighWater и Xante.

Термальные. В «классических» формах для CTP под действием теплового излучения разрушается слой гидрофобного покрытия, образуя пробельные элементы (позитивные формы), либо фиксируется аналогичный слой, образуя печатающие (негативные формы). Источники излучения — только ИК-лазеры.

У термальных форм много достоинств: высокое разрешение (печать с линиатурой более 250 lpi при воспроизводимом тоновом диапазоне 1–99%), высокая прочность (печать УФ- и металлизированными красками), возможность отжига для повышения тиражестойкости до 1 млн отт., работа с пластинами при дневном свете. Но низкая скорость  требует для получения приемлемой производительности несколько десятков мощных лазеров (минимум 16). Это увеличивает цену устройства и повышает стоимость владения из-за необходимости замены вышедших из строя лазеров.

Вопреки распространённому мнению, термальные устройства требуют настройки параметров излучения под конкретную марку пластин. Более того, с особо медленными пластинами для увеличения энергии засветки приходится снижать скорость записи, уменьшая скорость вращения барабана.

Из представленных в справочнике с термальными формами работают устройства Agfa Avalon N4 и Avalon N8, CtpOptotec, Heidelberg Suprasetter, Kodak Magnus и TrendSetter, Luescher Xpose!, Presstek и Screen PlateRite (кроме 2055VR).

Фотополимерные. Технология сводится к задубливанию под действием излучения фотополимерного покрытия, образующего гидрофобные печатающие элементы на зернённой алюминиевой пластине. В зависимости от состава фотоинициаторов в фотополимерном покрытии, пластины могут быть чувствительны к излучению разной длины волны, вплоть до УФ. Однако из соображений удобства во всех современных фотополимерных устройствах применяются «фиолетовые» пластины, чувствительные к излучению с длиной волны 405–410 нм и допускающие работу при ярком жёлтом свете. «Зелёные» пластины, требовавшие для работы красного освещения, и соответствующие устройства с FD-YAG-лазерами остались в прошлом.

Скорость фотополимерных форм на порядок ниже, чем у серебросодержащих, но на три порядка выше, чем у термальных пластин.
Этот тип форм изначально разрабатывался для газетного производства, не требующего высокого качества. Но сейчас разрешение позволяет использовать их для журнального производства и большей части коммерческой продукции.

Из представленных в справочнике с фотополимерными формами работают устройства Agfa Advantage, Avalon V4 и Polaris, CtpOptotec, DotLine, ECRM, Escher-Grad, FujiFilm Luxel-V, Heidelberg Prosetter, HighWater, Kodak VioletNews, Screen 2055VR и Xante.

Ультрафиолетовые. Технологии экспонирования традиционных («аналоговых») офсетных пла-стин (CTcP — Computer-To-conventional-Plate) экономически выглядят очень привлекательно. Если цена 1 м2 цифровой пластины сравнима с суммарной стоимостью 1 м2 аналоговой пластины и плёнки, то прямое экспонирование аналоговых пластин должно привести к экономии примерно в стоимость 1 м2 плёнки. Тем не менее, эти технологии пока не получили широкого распространения.

Чтобы понять причины, нужно вернуться в начало статьи и вспомнить, что CTP — это вспомога-тельное устройство, основная задача которого — улучшить использование печатных машин. Воз-можно, «старые новые» технологии не позволяют это эффективно сделать, а тогда никакая экономия на стоимости форм не поможет. Причины могут быть и иными, но результат пока не впечатляет.

Из представленных в справочнике с традиционными формами работают устройства Luescher Xpose! UV, Higwater Cron UVP и Punch Graphix basysPrint UV-Setter.

Производительность систем CTP

Определяется как макс. число форм определённого формата и разрешения, изготавливаемых устройством за час. Строго говоря, следует вести речь о производительности не CTP, а комплекса в целом, в который входят само устройство, растровый процессор, дополнительные устройства загрузки/выгрузки форм, проявка для форм и т. д. Для грамотно составленного комплекса базой будет именно производительность устройства CTP— прочие компоненты должны подбираться под неё.

Производительность устройства складывается из двух равнозначных компонент: скорости экспо-нирования и потерь времени, связанных с работой с пластинами (подачи, позиционирования, фиксации положения и выгрузки). Первая определяющая: при разработке устройства скорее ме-тоды работы с пластиной определяются скоростью экспонирования, нежели наоборот. Для интересующихся вопрос скорости экспонирования подробно рассматривается во врезке «Кто последний?».

Какая именно производительность вам нужна? Вряд ли кто-то ответит на этот вопрос лучше вас. Во врезке «Что мне нужно?» мы представили одну из методик оценки требуемой производительности устройства, но вам понадобятся собственные данные для расчётов. Без них это будет гаданием на кофейной гуще.

Программное обеспечение

Растровый процессор. Казалось бы, обязательный элемент, но, как оказалось, не для всех. Устройства от CtpOptotec, DotLine и Luescher штатно поставляются без растрового процессора — его заменяет программа управления, которая подаёт на вход устройства однобитный TIFF. А уж как его получить — ваши проблемы.

Однако для подавляющего большинства устройств RIP все-таки идёт в комплекте, хотя многие поддерживают импорт однобитных TIFF-файлов со стороны (иногда в виде опции).

Все растровые процессоры позволяют выводить на широкоформатном принтере корректурные оттиски форм, поддерживают функцию цветопробы или имеют такую опцию. При этом корректура и цветопроба могут печататься из исходных PS- или PDF-файлов, из промежуточных форматов RIP или однобитных TIFF-файлов сепараций.

Управление техпроцессом. Все изготовители предусматривают работу устройств в АСУ техпроцессом (workflow). Необходимость использования такой системы обычно выясняется на практике уже после покупки CTP. Но для высокопроизводительных (прежде всего газетных) устройств в крупных типографиях практического опыта можно и не дожидаться — такая система понадобится почти наверняка.

Приводка

Есть три концепции обеспечения хорошей повторяемости изготавливаемых форм:

  • предварительная перфорация и позиционирование пластины по штифтам перед экспонированием;
  • позиционирование пластины по «верному углу» (по трём точкам);
  • позиционирование переднего края по упору (по двум точкам) и считывание положения боковой кромки оптическим элементом.

Первый вариант обеспечивает точную приводку изображения на форме по отношению к штифтам без дополнительных устройств. Но разные печатные машины могут требовать разную перфорацию, а фиксироваться пластина в устройстве может только по одной конфигурации.

Чтобы решить эту проблему, ECRM предлагает сменные штифтовые планки, HighWater — две штифтовые планки (одна на верхнем краю внутреннего барабана, другая на нижнем). Дальше всех пошла Screen. У неё в большинстве устройств есть две отдельные перфорации: одна под собственную конфигурацию штифтов (для позиционирования пластины), вторая для штифтов печатной машины. Но для маленьких клапанов применение такой схемы проблематично — лишние отверстия там ни к чему.

Второй и третий подходы более универсальны, но требуют дополнительного оборудования — от простого ручного перфоратора до устройств со встроенными видеокамерами, автоматические версии которых имеют цену того же порядка, что и CTP.

Наиболее распространённое решение — простой ручной перфоратор с позиционированием формы по «верному углу». Он обеспечивает адекватное решение задачи совмещения отверстий и изображения на форме, но при двух условиях. Во-первых, для компенсации косины формы (а её значение нормируется на уровне 0,8 мм на погонный метр) положение бокового упора в перфораторе должно в точности совпадать с его положением в устройстве CTP. Во-вторых, хорошие руки оператора— иначе ничто не поможет.

Схемы развертки

Хотим сразу пресечь все спекуляции на эту тему — ни одну схему нельзя называть плохой или хорошей. Каждая отвечает своим задачам, и в этом смысле является лучшей.

Внешний барабан используется почти во всех «термальных» устройствах. Эта схема лучше всего приспособлена для многолучевой записи, используемой при экспонировании термальных форм из-за высоких требований к энергетике. Предложение CtpOptotec использовать внешний барабан с линейкой фиолетовых диодов кажется более маркетинговым, нежели техническим.

Внешний барабан применяется в следующих моделях из справочника: Agfa Avalon N4 и Avalon N8, CtpOptotec, Heidelberg Suprasetter, Kodak Magnus и TrendSetter, Presstek и Screen PlateRite (кроме 2055VR).

Внутренний барабан и планшетная схема используются в основном для однолучевой записи на «быстрые» фотополимерные и серебросодержащие пластины. В планшетной схеме многогран-ное зеркало позволяет записывать по несколько линий за один оборот устройства развёртки, что, как мы видели ранее, является одним из эффективных способов повышения скорости записи для устройств, работающих с «быстрыми» формами.

Внутренний барабан используется в моделях Escher-Grad, FujiFilm Luxel-V, Heidelberg Prosetter, HighWater и Xante; планшетная схема — в Agfa Advantage, Avalon V4 и Polaris, ECRM, Kodak VioletNews и Screen 2055VR.

Редкие схемы. Luescher использовала схему внутреннего барабана при многолучевой записи — в её моделях Xpose! при развёртке вращается не зеркало, а головка с несколькими десятками лазеров. Компания называет схему «внешний и внутренний барабан», намекая на сочетание их качеств. Но по поводу удачности такого сочетания есть разные мнения, и российский покупатель массово пока не проголосовал за него деньгами.

DotLine использует схему внутреннего барабана большого диаметра, сочетающую постоянную оптическую длину пути и возможность использовать многогранное зеркало для развёртки. Впервые мы наблюдали такую схему в устройствах ECRM, но впоследствии та от неё отказалась. Punch Graphix использует последовательный обход площади экспонирования по «змейке».

Автоматизация

Наиболее простая опция автоматизации — проявка в линию. Против могут быть только два дово-да (и оба неубедительные) — «нет места» и «дорого». Правда, есть устройства, которые проявку «в линию» не поддерживают: Agfa Advantage Xm, Cobra от HighWater и Speedsetter от Xante, Screen PlateRite Niagara.

Как утверждали поставщики на нашем «круглом» столе в начале года, всё популярнее другая опция — автоматическая подача форм. И не удивительно, ведь многокассетный загрузчик с автоматическим удалением прокладочной бумаги позволяет вообще убрать оператора с формного участка. Автор видел это собственными глазами — утром пластины загружаются в кассеты, а задание на экспонирование форм запускается одновременно с отправкой задания печатнику.

Ещё одна опция — автоматическая перфорация форм, гораздо реже — загибка края формы (с использованием оборудования третьих фирм). К автоматизации можно отнести системы управления техпроцессом и заданиями, уже сейчас применяемые в крупных типографиях.

Заключение

Было бы преувеличением сказать, что технологии прямого вывода офсетных печатных форм уже победили «плёночные».

Сообщения о закрытии каких-то фабрик по производству традиционных офсетных пластин также не могут истолковываться однозначно — не исключено, что компании, владеющие технологиями «цифровых» пластин, именно так отвечают на рост спроса на более выгодный и перспективный товар. Они перераспределяют мощности, но не желают расширять производство в целом — возможно, даже потеряв часть доли на рынке «аналоговых» пластин, где выше конкуренция и ниже прибыль. Ведь далёкое будущее любых формных пластин отнюдь не безоблачно — его омрачают успехи цифровой печати.

Бесспорными остаются три факта. Во-первых, продажи устройств CTP опережают продажи ФНА. Во-вторых, офсетная печать — самая успешная область применения технологий прямого экспонирования форм. В-третьих, ценовая политика изготовителей устройств и расходных материалов всё больше будет подталкивать офсетные типографии к переходу на прямое экспонирование форм.

И вряд ли типографиям стоит сопротивляться, если только для этого нет уникальных веских при-чин. А если есть, стоит ещё раз подумать, насколько они веские.

 
Поделиться ссылкой