Семейный бизнес

6 февраля 2007
Семейный бизнес

Чем сто раз услышать о высокотехнологичном производстве, лучше его один раз увидеть. Именно так рассудили во "Внешмальтиграфе" (Россия), поставляющем в страны СНГ печатное оборудование Manugraph, и отправили группу клиентов и журналистов в путешествие в далекий индийский Колхапур. Текст: Богдан Вакулюк

У каждого постсоветского человека упоминание о китайском или индийском товаре чаще всего вызывает отрицательную реакцию. В сознании нашего обывателя прочно укрепился стереотип азиатского ширпотреба – ненадежного и недолговечного. Бороться с этим, как и с любым другим предрассудком, невероятно сложно. Впрочем, хотя сегодня промышленность Востока делает фантастические успехи (к примеру, мало кому известно, что любой нынешний компьютер в самом лучшем случае на 50%, а в худшем – на все 100, состоит из китайских комплектующих), определенная доля кустарей от машиностроения на «желтом» континенте таки присутствует.

И все же любой серьезный поставщик скажет вам, что ныне это скорее исключение, чем правило. Компании, которые вкладывают в бренд, заботятся о качестве, регулярно модернизируют производство и следят за инновациями в своей области.

Более того, многие не только не скрывают, что их оборудование производится в Китае и Индии (а тех, кто уже успел перенести туда свои заводы, – немало), но и гордятся этим.

Конечно, марку индийской печатной техники Manugraph, которую в России и других странах СНГ представляет «Внешмальтиграф» (ВМГ), нельзя назвать новичком на отечественном рынке: о доверии к ней свидетельствуют десятки инсталляций по всей Украине. Тем не менее руководство ВМГ выбрало самый наглядный способ доказать, что все честно, современно и операций типа «после сборки обработать напильником» на предприятиях Manugraph нет. Оно пригласило клиентов посетить индийские заводы компании и убедиться в этом воочию.

Расчет ВМГ оказался верным: экскурсия возымела должное действие. Забегая вперед, скажу, что лично стал свидетелем того, как представитель одной уважаемой российской сетевой типографии в самом начале поездки, на торжественном ужине у Санжея Шаха, совладельца Manugraph и к тому же сына ее основателя, скептически утверждал, что все равно не купит индийскую печатную технику: мол, ее качество не выдерживает никакого сравнения с европейскими и японскими брендами. В конце же путешествия он попросил Дмитрия Ремизова, генерального директора ВМГ, в сжатые сроки просчитать стоимость машины, причем не самой минимальной конфигурации, основанной на секциях серии HiLine.

Два завода

Оба завода Manugraph находятся в живописном городе Колхапур, расположенном в Центральной части полуострова Индостан, в 400 километрах от финансовой столицы Индии – Мумбая (большинству наших соотечественников этот город более известен под названием Бомбей). На одном из них выпускают оборудование серий CityLine и ManuLine, на другом – HiLine и еще не вошедшие в стадию массового производства машины FrontLine.

Большую часть компонентов будущих печатных секций изготавливают здесь же. Вначале отлитые полуфабрикатные болванки проходят грубую обработку на обычном фрезеровальном оборудовании. Окончательную форму им придают на высокоточных станках с программным управлением японского и немецкого производства, позволяющих выполнять обработку по трем координатам. На обоих заводах действуют лаборатории, которые постоянно контролируют качество поставляемой стали.

Все производство сертифицировано на соответствие ISO 9001, предписывающего жесткие требования относительно качества продукции и управления. На практике это означает, что составные части проходят строгий метрологический контроль на прецизионном оборудовании. Отклонение от допуска на угловые или линейные размеры детали даже на десятые доли процента (речь идет о микронах) автоматически влечет за собой отбраковку – таковы требования стандарта.

После окончания фрезеровочных и сверлильных работ большая часть деталей поступает в цех покраски, совмещенный с цехом химической обработки. Здесь те компоненты, которые взаимодействуют с агрессивной средой (краски, увлажняющий раствор), подвергаются тщательному гальванизированию – это позволит им многие годы противостоять коррозии.

Однако «жизнь» CityLine’ов и HiLine’ов начинается еще раньше – не в цехах, а на мониторах компьютеров инженеров CADотдела. Мощный департамент разработки и исследований перед тем как воплотить в «железе» какую-то реальную идею предварительно в мельчайших деталях создает ее виртуальную модель и таким образом изучает параметры будущей машины. Тут же проектируются и отдельные компоненты, создаются программы для координатных станков.

Все детали «встречаются» в сборочном цехе. В основном операции здесь выполняются вручную, впрочем, так же, как и на заводах европейских брендов. Но связано это отнюдь не с отсталостью технологий, а с тем, что печатные секции – товар с высокой вариативностью, фактически штучный, зависящий от конфигурации конкретной машины. Поэтому налаживать высокоавтоматизированный процесс или применять роботизированные сборочные линии экономически нецелесообразно.

Из-за возростающих объемов продаж машин CityLine производство секций этой серии фактически поставлено на конвейер. Сегодня детали для них выпускаются серийно, то есть без точной идентификации конкретного заказа – все они пойдут в дело (заодно это свидетельствует о том, что любому заказу на предприятии уделяют одинаковое внимание, вопреки бытующему мнению, что «некоторым делают качественнее»).

Спрос на линейку HiLine пока меньше, да и вариантов печатных модулей у нее побольше (секции типа H, I и Y), поэтому большинство агрегатных частей (конечно, без учета бесчисленного сонма шестеренок, мелких подшипников и прочих изделий широкого потребления) – именные, то есть по идентификационной метке всегда можно точно узнать, для какого заказа предназначен данный вал или станина.

Элементы электрической системы и пневматику (сервоприводы, насосы, электрофурнитуру) Manugraph закупает у известных японских или немецких производителей. На столь важных компонентах не экономят, ведь, например, даже самый незначительный дефект электромотора в одной из секций с электронной синхронизацией может свести на нет усилия целого завода.

Окончательная сборка (установка транспортной системы и пр.) и настройка модулей CityLine выполняется непосредственно на месте поставки, в типографиях заказчика, но особо сложные или нестандартные конфигурации HiLine могут проходить предварительное тестирование на заводе.

Manugraph проводит весьма разумную социальную политику. На территории обоих заводов созданы довольно комфортные условия труда, есть столовая (отдельно для рабочих и менеджеров). В среднем сотрудники получают около 600 долларов, при этом зарплата рабочих начинается с 400 долларов, квалифицированные инженеры зарабатывают более 1000. По индийским меркам это высокие оклады, даже по украинским – весьма неплохие.

Мотивация на производстве компании – классическая для промышленных предприятий Индии. Помимо материальных поощрений, там проводятся своеобразные соцсоревнования. Персонал поделен на трудовые ячейки, и раз в квартал результаты деятельности каждой становятся достоянием всего коллектива – цеха заводов увешаны яркими диаграммами. Победивших, разумеется, ждет почет и награда. Во время экскурсии по первому заводу мы стали свидетелями эпохального для Manugraph события: со стапелей сошла последняя листовая офсетная машина серии Printmagic. Этот факт свидетельствует об окончательном выборе компании – отныне она будет специализироваться на выпуске исключительно рулонной техники, продаваемой под собственным брендом. Ассистент директора по продажам Иш Кумар Догра, курирующий продажи на территории России и других стран СНГ, объясняет это обычной рыночной конъюнктурой: доходы от выпуска газетного оборудования серий CityLine и HiLine в последние несколько лет во много раз больше, чем от других направлений. Причем, по прогнозам аналитиков Manugraph, в ближайшие несколько лет их рост продолжится (спрос на газетную технику будет увеличиваться), поэтому здесь серьезно подумывают о модернизации производства. В планах компании – повышение автоматизации сборочных конвейеров (таким образом планируется увеличить их пропускную способность) и ввод новых мощностей, где будут расположены дополнительные станки с ЧПУ.

Дружбе крепнуть

Первый завод Manugraph был заложен в 1972 г. родоначальником компании господином Санат Шахом, который изначально выбрал верный путь для начинающей фирмы – лицензирование. Первым ее партнером стал восточногерманский производитель Polygraph, по чертежам которого собиралась популярные в СССР машины РО 62 и Mark 62, а далее портфолио компании пополнилось оборудованием серии PO 36 и Zirkon 66.

В число ее партнеров и лицензиаров в разное время входили немецкая Plamag (машины Coroset, на базе которых Manugraph начала развивать собственную линейку высокопроизводительного рулонного оборудования серии NewsLine 45, а затем и HiLine) и шведская Solna (техника серии Shiva). Из последних крупных альянсов стоит, пожалуй, вспомнить союз с MAN Roland, заключенный в 2000 г. Согласно его положениям, Manugraph для внутреннего рынка производит по лицензии модель Uniset 60, а MAN Roland выступает дистрибьютором оборудования Manugraph по всему миру (кроме России и других стран СНГ, Южной Кореи и Ирана).

В 1992 г. семья Шахов окончательно выкупила все доли предприятия (ранее его часть принадлежала первому партнеру, фирме Polygraph), и с тех пор Manugraph – на 100% индийская компания. В 2003 г. ее владельцы провели IPO, разместив акции на Бомбейской фондовой бирже и, таким образом, пустив их в свободное обращение, – сейчас стоимость ценных бумаг Manugraph стабильно возрастает. Среди нынешних держателей акций компании есть и крупные западные институциональные инвесторы, у которых традиционно строгие требования к прозрачности управления и качеству производства. Конечно, самый крупный пакет принадлежит топ-менеджменту и непосредственно семье Шахов. Сегодня два сына Саната Шаха – Прадип и Санжей – занимают посты управляющих директоров фирмы.

История Manugraph на отечественных просторах берет истоки в начале 1970-х гг., когда Госкомиздат СССР должен был модернизировать печатную базу страны (то есть переходить с высокой печати на офсетную) и искал поставщиков газетного оборудования. В качество одного из возможных вариантов рассматривалась и эта индийская фирма.

Поставка оборудования Manugraph в СССР началась с 1974 г. – такими рулонными машинами оснастили множество областных и районных типографий, верой и правдой они прослужили там много лет. За достаточно короткий срок Советский Союз стал основной территорией сбыта продукции Manugraph.

В 1985 г. вести переговоры и проводить инспекцию индийского завода был отправлен Александр Ремизов, отец нынешнего директора ВМГ. Так завязалась плодотворная дружба двух семей – Ремизовых и Шахов, которая продолжается вот уже более 20 лет.

Современная индийская экономика с легкостью перенимает все, что касается технических и научных инноваций, но местные бизнесмены крайне консервативны, когда дело доходит до общения с людьми и поиска партнеров. Поэтому не удивительно, что, когда в 90-х гг. встал вопрос о дистрибьюторе Manugraph в обновленной России и других странах СНГ, семья Шахов долго не раздумывала. В число партнеров компании была включена вновь образованная фирма ВМГ, основателем которой стал Александр Ремизов. Сегодня он передал бразды правления своему сыну Дмитрию, а сам занимает почетный пост председателя совета директоров.

В Украине партнером ВМГ по технике Manugraph выступает MacHOUSE. Дмитрий Ремизов так рассказывает об этом сотрудничестве: «Мы работаем с MacHOUSE уже шесть лет и вполне довольны результатами. Сейчас доля оборудования Manugraph на украинском рынке составляет около 60%, примерно такие же и российские показатели. Компания MacHOUSE обладает большим штатом квалифицированных специалистов, способных не только грамотно объяснить возможности оборудования при его продаже, но и проводить затем сервисное обслуживание рулонных машин».

Кроме дистрибьюторского бизнеса, у ВМГ есть и полиграфическое направление – типография изначально задумывалась как своеобразная практическая лаборатория для обучения клиентов, обкатки оборудования и материалов, но со временем превратилась в полноценный бизнес. По словам Дмитрия Ремизова, он приносит прибыль, сравнимую с доходом от продажи техники. Директором типографии, расположенной в подмосковном Подольске является его младший брат Павел.

В заключение

Компания не стоит на месте – помимо расширения производства, о чем уже говорилось выше, она активно ищет новые рынки сбыта. Менеджмент Manugraph с гордостью демонстрирует карту, где отображена стремительно расширяющаяся география инсталляций печатного оборудования. Особо подчеркивается, что все чаще машины Manugraph находят свое место в европейских типографиях. Еще один стратегический ход – приобретение фирмы DGM, лидера североамериканского рынка рулонной газетной техники, – позволит индийскому производителю резко расширить мировую экспансию.

В планах Manugraph – занять ни много ни мало, а целых 50% рынка в своем сегменте (модульные моносекции одинарной ширины с цилиндром одинарного диаметра). Впрочем, если учитывать динамику увеличения продаж (например, по данным ВМГ, только за декабрь 2006 г. они заключили пять контрактов на поставку CityLine Express – это абсолютный рекорд месячных продаж), то такие цифры не кажутся уже нереальными.

Подводя итоги поездки, могу сказать только одно: жаль, что подобные экскурсии не устраивают представители азиатской легкой промышленности – быть может, я бы тогда чаще покупал китайские рубашки?

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Михаил Эмдин, инженер-технолог, эксперт в области газетного производства

Думаю, что поездка удалась. Организаторы добились цели – удовлетворили всеобщее любопытство относительно индийского машиностроения. Присутствующие убедились, сколь огромное значение на заводах придается точности изготовления деталей машин, увидели там самые современные контрольно-измерительные приборы. При том, что производство в целом отвечает современным стандартам, у оборудования Manugraph есть весомое преимущество перед европейскими производителями – цена, и не в евро, а в более близких сердцу русского полиграфиста долларах. По моему мнению, сегодня пробил час машин типа HiLine – более мощных, скоростных и, надеюсь, более надежных. Прежде всего они будут востребованны в регионах – в типографиях городов-миллионников, где и тиражи подлиннее, и газеты объемистее.

(Богдан Вакулюк, PrintWeek, №3, 6 февраля, 2007)

 
Поделиться ссылкой