Неформальный форум

3 декабря 2008
Неформальный форум

В сентябре 2008 года стартовал трехдневный газетно-полиграфический форум, организованный компанией «Внешмальтиграф» для существующих и будущих владельцев печатных машин Manugraph. Мероприятие было приурочено к уже ставшему традиционным ежегодному конкурсу «Лучшая газета», однако и формат, и состав участников нынешнего, четвертого по счету, конкурса существенно отличались от предыдущих. Текст: Анастасия Кольцова

Отличное совмещение (приятного с полезным)

По визиткам собравшихся на форуме полиграфистов можно было изучать географию постсоветского пространства: «Пронто Москва» (г. Москва), KP Media (г. Киев), «Таврида» (г. Симферополь), «Лимитед Пресс Корпорейшн» (г. Винница), «Сопс» (г. Гомель), «Колор» (г. Мозырь, Гомельская обл.), «Кавказская здравница» (г. Минеральные воды, Ставропольский край), «Курьер» (г. Санкт-Петербург), «Кубаньпечать» (г. Краснодар), «Полиграф сервис» (г. Брянск), «VMG Принт» (г. Подольск), «Полиграфия» (г. Ярославль), «Полиграф Пресса» (г. Вологда), «Гранат» (г. Иваново), «Пензенская Правда» (г. Пенза), «Альфа Медиа» (г. Киров), «Глагол» (г. Набережные Челны), «Орск Пресс» (г. Орск), «Ньюс Принт» (г. Самара), ИПК «Идел Пресс» (г. Казань, республика Татарстан), «Гузель» (г. Нижнекамск, республика Татарстан), «Фобос» (г. Салават, республика Башкортостан), «Свердловская типография» (г. Екатеринбург), «Циркон» (г. Реж, Свердловская обл.), «Серебряное кольцо», (г. Березовский, Свердловская обл.), Челябинская межрайонная типография (г. Челябинск), «Еманжелинский Дом печати» (г. Еманжелинск, Челябинская обл.), «Правда Севера» (г. Архангельск), ИПК «Волга» (г. Астрахань), «Катунь» (г. Бийск, Алтайский край), ИПК «Звезда» (г. Пермь), «Информ Вест» (г. Петропавловск, Казахстан), ИД «2Х2» (г. Благовещенск, Амурская обл.).

Всего же в Северную столицу съехались руководители порядка 40 полиграфических предприятий России, Украины, Беларуси и Казахстана. Своим присутствием мероприятие также почтили Иш Кумар Догра, отвечающий за продажи техники Manugraph в странах СНГ, и Марко Дмитрих, представитель компании ТРЕ (Сингапур).

Место встречи как нельзя более отвечало характеру события: уютный загородный комплекс «Солнечная долина» под Петербургом, расположенный в живописной лесной местности, располагал к общению (общие темы у полиграфистов всегда найдутся, тем более, если их объединяют интерес к одному оборудованию и длинный хлебосольный стол), да и что скрывать, отдыху и празднованию успехов. Благо, поводов для празднования было предостаточно: состоявшееся в рамках drupа 2008 признание компании «Внешмальтиграф» лучшим из семи эксклюзивных представителей техники Manugraph в мире, появление в структуре холдинга нового направ ления по продаже бумаг и, главное, успешно реализованные в нынешнем году проекты. Проделанной работе был посвящен полуторачасовой семинар, прошедший утром второго дня пребывания в «Солнечной долине».

Контрольные вехи

Со вступительным словом выступил Дмитрий Ремизов, генеральный директор «Внешмальтиграф»: «Наша компания сотрудничает с Manugraph с 1989 года, а с прошлого года также является и официальным представителем Manugraph DGM (в ноябре 2006 года Manugraph приобрела американского производителя рулонных машин одинарной ширины Dauphin Graphic Machines (DGM) за $19,2 млн. — Прим. Ред.). За это время в России и странах бывшего Союза запущено более тысячи газетных печатных секций различных модельных линеек. В частности, в прошедшем 2008 году мы продали 24 газетные ротации, или 157 печатных секций 1+1, из которых 22 машины — CityLine Express 35 и две высокопроизводительные HiLine (установлены в типографиях VMG Print и «Курьер»).

Между прочим, третья в России ротация HiLine в комплектации из двух полноцветных башен, двух автосклеек, фальцаппарата 2:2:2 и системы настройки подачи краски по зонам ManuColor с протоколом CIP4 введена в эксплуатацию в тюменской типографии «Ярмарка Сургут» как раз накануне форума, и монтаж огромного газетного агрегата (длиной около 20 м, высотой около 7 м и общим весом более 60 тонн) был произведен всего за два месяца специалистами компании «Внешмальтиграф», без привлечения сервисных инженеров Manugraph.

Также в этом году мы установили первую УФ-сушку Prime UV на одной из четырех башен CityLine Express в типографии «Кубаньпечать» (г. Краснодар), заключен контракт на поставку первой газовой сушки с типографией «Циркон» (г. Реж). Если говорить о географии продаж, то в 2007 году 16 машин установлено в России, семь в Украине и одна в Узбекистане. По отгрузкам декабрь 2008 года уже закрыт полностью, а в планах на 2009 год уже значатся поставки двух машин HiLine в Россию и одной — в Украину».

Примечательно, что реализация этих проектов — заслуга отнюдь немногочисленного штата специалистов. Так, в отделе продаж, логистике, маркетинге, администрации компании занято 16 человек, в сервисном центре — 18, в типографии VMG Print (г. Подольск, Подмосковье), которая одновременно является и отличной демонстрационной площадкой для клиентов «Внешмальтиграф», и вполне успешным коммерческим проектом, — 70, в отделе расходных материалов — 5, в издательстве корпоративной газеты — 4, а в новосозданном отделе бумаги — 3.

В виду существенного расширения модельного ряда поставляемого «Внешмальтиграф» оборудования, Дмитрий Ремизов также вкратце остановился на линейке газетных машин. Помимо отлично зарекомендовавшей себя в странах Восточной Европы CityLine Express 35 и недавно начавшей «пробивать» свой путь на отечественном рынке HiLine производительностью 45 тыс. оттисков/час, в ассортименте компании Manugraph также представлены: FrontLine с новым фальцаппаратом 2:3:3, позволяющим фальцевать до 12 полотен на скорости 60 тыс. оттисков/час, совместная разработка DGM и Manugraph — SmartLine с производительностью 140 тыс. оттисков/час, DGM 430 (35 тыс. оттисков/час), выпускаемая в США, и ее индийский аналог DGM 430 MAX с увеличенной до 45 тыс. оттисков/час производительностью.

Совместными усилиями инженеров DGM и Manugraph конструкция машины DGM 430 MAX была значительно переработана: заново спроектированы цилиндры и механизм их крепления, использованы другие красочные валы и подшипники, предназначенные для работы на высоких скоростях, кроме того, новая модель выполнена в метрической, а не дюймовой системе измерения. При всем этом 430 MAX будет стоить на 25-30% дешевле своей американской родоначальницы.

Производственную линейку Manugraph отныне также представляют машины DGM 440 (45 тыс. оттисков/час), DGM Advantage (40 тыс. оттисков/час) и самая производительная (75 тыс. оттисков/час) в линейкекомпании ротация с двойным диаметром цилиндров DGM 870.

О ТИПОГРАФИИ «ЦИРКОН» (г. Реж) и первой газовой сушке на CityLine

Корпорация «Циркон» основана в 1991 году потомственными полиграфистами. Основной продукцией типографии долгое время были газеты, книги, журналы; с 1998 года к офсетному производству добавился также цех флексографской печати, с 2001 года — трафаретной.

Газетное производство изначально начиналась с машины РО-62, позже были куплены две ПОГ-60, которые сейчас эксплуатируются для печати немногочисленных ч/б газет и различных справочников. Масштабная модернизация производства началась в 2005 году с установки печатной машины CityLine Express в конфигурации из двух башен (4+4), фальцаппарата 1:2:2, устройства третьего сгиба и трех автосклеек. Новая машина выбиралась с учетом возросших потребностей клиентов к качеству, красочности и страничности изданий и изначально покупалась с достаточно серьезными возможностями автоматизации, в частности, с системой ManuColor.

«Несмотря на то, что она существенно удорожала машину, мы не стали экономить, т. к. в долгосрочной перспективе очевидна другая экономия: на времени, расходных материалах и человеческих ресурсах», — говорит Алексей Габдрахманов, руководитель газетно-журнального направления типографии «Циркон».

В 2007 году в ответ на возросшие объемы производства (потребление порядка 300 тонн газетной бумаги ежемесячно) были
докуплены еще одна башня и фальцаппарат 2:2:2 способный фальцевать до шести полотен с приставкой третьего сгиба. Последнее дооснащение печатной линии четвертой полноцветной башней и автосклейкой, состоявшееся в апреле 2008 года, позволило типографии выпускать 32 цветные полосы формата А3 за один прогон, или две газеты по 16 цветных полос одновременно.

Особенная сложность данной установки заключается в том, что машина снабжена четырьмя пультами, на каждом из которых есть управление приводкой и подачей красок по зонам ManuColor, таким образом, функции пультов дублируют друг друга по сложному алгоритму. Такое построение машины было использовано для увеличения оперативности управления машиной и, как следствие, уменьшения отходов. Установленная в «Циркон» печатная линия сегодня является самой автоматизированной газетной рулонной машиной CityLine Express на территории СНГ.

Помимо автоматизации первенство типографии состоит и в том, что в ноябре этого года на четвертой башне также будет установлена газовая сушка Megtec. «Принимая решение о покупке, мы ориентировались на образцы газет, отпечатанные в Арабских Эмиратах на CityLine Express, оснащенной газовой сушкой, — рассказывает Алексей Габдрахманов. — Клиенту, для которого, собственно, данная опция покупается, качество печати понравилось, что во многом и определило наш выбор. Несмотря на существенные стартовые инвестиции, преимущества газовой сушки, по сравнению с ультрафиолетовой, были для нас очевидны. Во-первых, УФ-краски существенно дороже красок для heatset-печати, во-вторых, обладают сильным специфическим запахом, что требует организации серьезной системы кондиционирования, наконец, качество печати весьма сомнительно: тонкая мелованная бумага под воздействием УФ-излучения деформируется и быстро желтеет. Думаю, за три года сушка себя окупит».

На новой гибридной машине в типографии собираются печатать обложки и рекламные вкладки на мелованной бумаге, а также использовать сушку для печати на обычной газетной бумаге при насыщенной плашечной заливке. Кроме дополнительных возможностей по печати издателям также предлагают скрепление на скобу: в типографии установлено два ВШРА на 8 станций — Muller Martini и Heidelberg Stitchmaster 350 (дополнительно оснащена обложечной секцией). В ближайшем будущем также появится возможность вклеивать в газеты визитные карточки, компактные диски, различные рекламные буклеты — специальное устройство для приклеивания образцов Heidelberg WK 350 уже заказали. Следующей на очереди стоит поэкземплярная упаковка газет журнального типа. «Мы общаемся с издательствами, выясняем их потребности и стараемся вовремя на них реагировать, — говорит Алексей Габдрахманов. — Этим и привлекаем клиентов — даже таких, которые находятся за полторы тысячи километров».

«С покупкой DGM — компании, контролирующей более 60% американского рынка рулонных печатных машин в классе одинарной ширины, —
Manugraph на сегодняшний день является мировым лидером в производстве газетных машин с одинарной шириной рулона и одинарным диаметром цилиндра», — подытожил Иш Кумар Догра. Широту ассортимента выпускаемого оборудования он объясняет следующим: «Купив
компанию DGM, Manugraph умышленно не стала сокращать или унифицировать производственную линейку заводов, каким либо образом
перемещать производственные мощности. Дело в том, что в Европе и на рынке США бренд DGM пользуется огромной популярностью. Более высокая, по сравнению с индийскими машинами, стоимость техники давних клиентов компании не беспокоит, поэтому мы не видим смысла снимать с производства какие-либо модели DGM, а развиваем завод как самостоятельное направление со своей сложившейся структурой продаж. В то же время для многих рынков, на которых активно продаются газетные ротации Manugraph, машины американского производства по цене непривлекательны, вот мы и решили внедрить некоторые конструкторские решения DGM у себя на производстве. Таким образом, мы не только не сократили ассортимент оборудования, а наоборот: объединив усилия инженерно-конструкторских отделов DGM и Manugraph, за минувший год в ускоренном темпе создали и представили на drupa несколько совместных разработок — уже упомянутую DGM 430 MAX и новый фальцаппарат 1240».

Последний отличается широкими техническими возможностями: позволяет фальцевать до 12 полотен на скорости 50 тыс. оттисков/час, изготавливая газету объемом до 96 полос формата А3, устройство третьего сгиба — обрабатывать до восьми рулонов, получая газету объемом 128 полос формата А4. На фальцаппарат 1240 может быть установлено до трех дополнительных фальцворонок, позволяющих получать до трех различных приложений к газете. Также этот фальцаппарат обладает возможностью пропустить до трех полотен бумаги. В качестве дополнительных опций поставляются приставки для шитья проволокой и склейки. Данный фальцаппарат будет выпускаться на заводе Manugraph в Индии, однако предназначен, прежде всего, для рынка США. Что касается машины DGM 430 MAX, то по результатам минувшей drupa Иш Кумар Догра очень хорошо оценивает ее перспективы, и с марта 2009 года Manugraph рассчитывает начать ее активные продажи.

Данная отсрочка вызвана тем, что на сегодня мощности двух заводов компании вплотную загружены текущими заказами. Объемы производства Manugraph превышают 300 полнокрасочных секций в год: в 2008 году (финансовый год в Индии начинается 1 апреля) было выпущено 319 башен, а на 2009 год запланировано произвести 352 башни. В Manugraph также задумываются над строительством третьей производственной площадки, где в ответ на многочисленные запросы клиентов будут производиться бюджетные машины с меньшей, чем у CityLine Express 35, производительностью и автоматизацией. Компании принадлежит почти 70% индийского газетного рынка, и в крупнейших издательствах страны уже работают около 40 машин HiLine в конфигурации от четырех до шести башен.

И. К. Догра также рассказал о недавней громкой инсталляции восьмибашенной HiLine с двумя газовыми сушками идвумя фальцаппаратами в типографии UPP (г. Абу Дхаби, ОАЭ), доставленной туда из Бомбея самолетами — это первый в истории компании случай доставки техники по воздуху.

О ТИПОГРАФИИ «КУБАНЬПЕЧАТЬ» (г. Краснодар) и первой УФ-сушке на CityLine

В состав торгово-промышленного комплекса «Кубаньпечать», работающего на рынке Краснодара с 1996 года, входят три подразделения: рекламно-издательский центр с собственной производственной базой (газеты «Бизнес-Экс-Пресс Реклама» (122 тыс. экз.), «Кубанская панорама» (50 тыс. экз.), «Магия здоровья», «Лева» и «Неделя бухгалтера»), производство бумажно-беловой продукции (общие и школьные тетради, цветной картон, папки, скоросшиватели, учебные пособия, книжки-раскраски и т. д.) и оптовая торговля бумажно-беловой продукцией по Краснодарскому краю и России.

Сегодня «Кубаньпечать» является одной из крупнейших типографий края, где печатается около 100 газет и 60 различных журналов. Месячное потребление газетной бумаги типографией составляет порядка 600 тонн.

До недавнего времени направление офсетной рулонной печати было представленного четырьмя башнями журнальных ротаций
Zirkon Forta 660 и Zirkon Supra с возможностью печати 4+4, газетными Solna D 30 (две Y- и две I-секции сумарной производительностью 16 полос формата А3 (4+1) или 32 (1+1)), Wifag 9.2 (две Y-секции двойной ширины и диаметра производительностью 32 полосы формата А3 (4+2)) и двумя GOSS Community (две I-секции каждая), однако, в ответ на новые требования клиентов, в мае нынешнего года в типографии «Кубаньпечать» была запущена первая CityLine Express в конфигурации из двух полноцветных башен, фальцаппарата и двух автономных рулонных зарядок. Запуск второй очереди CityLine в составе из двух башен (4+4) и УФ-сушки Prime UV состоялся в августе 2008 года. Таким образом, итоговая комплектация машины позволила типографии выпускать газеты с максимальным объемом тетради до 32 четырехкрасочных полос формата А3, в которых обложка и центральная вкладка выполнены на мелованной бумаге.

О задачах, которые ставились перед новым оборудованием, рассказывает Олег Левик, директор ПК «Кубаньпечать»: «CityLine
Express по сути выбиралась под одного крупного заказчика — «Теле 7», еженедельное цветное издание тиражом 130 тыс. экз. До недавнего времени мелованная обложка газеты печаталась на восьмикрасочной Heidelberg Speedmaster 102, однако с целью сокращения затрат, а также перспективы дальнейшего увеличение издательством количества мелованных страниц решили оснастить машину сушкой. Для начала — одну башню. Дело в том, что УФ-технология для России новая (аналогичная установка есть только в «Батайском полиграфическом предприятии» на машине Orient Super, руководители которого не спешат делиться своим опытом), и необходимо как следует ее апробировать, прежде чем оснащать сушками другие секции.

В целом же на выбор сушки сыграл комплекс факторов, главные из которых — качество увиденных оттисков, отпечатанных на аналогичной машине в индийской типографии в Мумбаи, отсутствие неразрешимых в нашем случае проблем, связанных с подведением газа, сравнительно небольшая стоимость установки. Что же касается дороговизны УФ-красок (приблизительно вчетверо дороже heatset-красок), то в стоимости полиграфической продукции они занимает не столь большую долю, чтобы это было критичным. Пока поделиться более подробной информацией о результатах УФ-печати на CityLine не могу, т. к. машина хоть и запущена, но технология еще не до конца освоена.

Помимо печати мелованной обложки и рекламных вкладок, машина также рассчитана на производство книжной и журнально-
каталожной продукции на газетной бумаге. Чтобы параллельно печатать две 32-страничные тетради формата А4, которые впоследствии собираются на ВШРА, мы оснастили оба фальцаппарата устройствами третьего сгиба, а для печати книжных тетрадей — устройствами двойного параллельного фальца». Несмотря на такие широкие возможности, заложенные в конфигурации машины, никакими устройствами автоматизации CityLine не оборудована: обычные автосклейки, ручные приводка и регулировка подачи краски. «Пока, — добавляет Олег Левик. — Автоматизация оборудования — тема для нас очень актуальная, поскольку квалификация персонала оставляет желать лучшего. В то же время ManuColor, QuadTech, стеккеры и прочие устройства, оптимизирующие работу, — отнюдь недешевое удовольствие. Мы приняли решение инсталлировать машину в базовой комплектации и опытным путем определить, какая степень автоматизации нам действительно необходима. Дополнительный фактор, повлиявший на такое решение, — неготовность сотрудников осваивать новые технологии. Мы сознательно отказались от автосклеек на Manugraph: на других машинах у нас установлено три аналогичных устройства,
однако печатники все равно склеивают рулон вручную, ссылаясь на то, что оборудование как следует не работает».

Как у нас?

В реалиях местного рынка особый интерес представляют озвученные Дмитрием Ремизовым цифры относительно окупаемости оборудования,
взятые из опыта многочисленных клиентов «Внешмальтиграф»: «Понять, в какой машине нуждается типография, можно, проанализировав объемы перерабатываемой бумаги. Так, при ежемесячном потреблении до 500 тонн бумаги оптимальной будет модель CityLine Express 35; до 1,5 тыс. тонн — HiLine, от 2 тыс. тонн и выше стоит задуматься над покупкой FrontLine, а SmartLine — машина для тех, кто перерабатывает порядка 4 тыс. тонн газетки».

Поставка последней на внешние рынки, по словам г-на Догра, ожидается не ранее середины следующего года, когда машина будет протестирована в индийских типографиях, однако в любом случае подобные объемы производства для наших реалий пока не достижимы: по подсчетам «Внешмальтиграф», в России на одного жителя в среднем приходится приблизительно 36 кг газетной бумаги в год (для сравнения — в развитых странах этот показатель равняется порядка 250 кг/год).

Ориентировочные сроки окупаемости следующие: при минимальной загрузке (80 тонн/месяц) срок окупаемости CityLine Express 35 составит порядка шести лет, при 200 тонн/месяц техника окупится года за три, а свыше 600 тонн — приблизительно за год. Говоря об изменениях в предпочтениях клиентов к конфигурации покупаемого оборудования, Дмитрий Ремизов отметил все более явно выраженный тренд в сторону автоматизации. Так, в 2008 году «Внешмальтиграф» было продано 42 обычные рулонные зарядки и 12 автосклеек (в предыдущем году — 8), система автоматической приводки QuadTech установлена на двух машинах, дистанционное управление зональной регулировкой подачи краски ManuColor — на четырех, поставлено три стеккера.

Андрей Мелько, директор по развитию компании «Внешмальтиграф», рассказал подробнее о партнерах — производителях дополнительного оборудования: стеккеров ТРЕ (Сингапур), УФ-сушек Prime UV (США) и газовых сушек Megteс (США, Франция), обвязчиков пачек Transpak (Тайвань), систем подачи краски IST (Германия). Особое внимание в своем докладе он уделил растущей популярности полукоммерческих заказов, выполненных на газетных машинах, и предлагаемых «Внешмальтиграф» решениях для heatset-печати, обратив внимание на слабые и сильные стороны УФ- и газовых сушек.

К преимуществам УФ-систем можно отнести быстрый монтаж (одна-две недели); отсутствие необходимости проходить длительную процедуру согласований с госслужбами, что неизбежно в случае с газовой сушкой; компактность конструкции (установленная на печатной башне УФ- сушка почти не превышает фальцаппарат); мгновенная полимеризация красочного слоя; достаточно высокое качество глянца и сравнительно невысокая стоимость комплекса — порядка $200 тыс. Под «комплексом» подразумевается не только УФ-сушка, но и дополнительное оснащение газетной машины, необходимое для печати на мелованной бумаге. Во-первых, необходимо обеспечить максимально стабильную проводку бумаги как на этапе нанесения краски, так и на выходе из секции фальцаппарата, для чего автосклейка оснащается дополнительным устройством натяжения и контролером кромки полотна, на входе в печатную секцию устанавливается дополнительная стабилизирующая пара, а на выходе — специальный вал, предотвращающий повреждение свежего изображения и еще одна система контроля — т. н. вебалайнер, устанавливаемый после второй УФ-лампы. Главный и существенный недостаток этой технологии — гораздо более высокая стоимость УФ-красок по сравнению с офсетными, применяемыми при использовании газовых сушек. Поэтому на тиражах свыше 100-150 тыс. экз. последние экономически более целесообразны.

По окончании краткого, но насыщенного семинара (с докладами также выступили Андрей Зуйков, генеральный директор отдела расходных материалов, Андрей Криворота, технический директор, Евгений Ужакин, руководитель отдела бумаги, и Марко Дитрих, представитель компании ТРЕ), мы отправились в Петербург, где нас поджидал комфортабельный катер, а вместе с ним — обед и двухчасовая экскурсия по Неве. Несмотря на массу полученных впечатлений на этом экскурсионная программа того дня не закончилась: впереди значилось посещение типографии «Курьер», где уже год работает первая в России HiLine 45. Примечательно, что сертификат передачи машины исполнительному директору ООО «Курьер» Николаю Адамовичу Милевскому вручили ровно год назад, также на конкурсе «Лучшая газета».

Скоростной «Курьер»

Название одной из крупнейших газетных типографий Петербурга выбрано неслучайно: основанная в 1991 году компания «Курьер» изначально специализировалась на доставке подписчикам газеты «Вечерний Ленинград» тиражом 380 тыс. экз., а позже охватила своей системой доставки все подписные издания. Штат предприятия в те времена насчитывал 1500 (!) сотрудников. Этот бизнес процветал вплоть до 2001 года, когда руководство «Курьера» приняло решение сосредоточиться на других, открытых к тому времени направлениях — издательском и полиграфическом.

Еще в 1995 году была основана газета «Петровский курьер» (рекламный еженедельник тиражом порядка 1,4 млн экз., сейчас — порядка 800 тыс.), несколькими годами позже — «Санкт-Петербургский курьер» (еженедельное подписное издание тиражом 16 тыс. экз.). Вслед за собственными изданиями в 1997 году «Курьер» обзавелся и первой печатной машиной — GOSS Universal 45 1997 г. в. в конфигурации из двух секций (2+2) и одной (2+1), фальцаппарата и трех рулонных зарядок. Машина до сих пор верой и правдой служит типографии и активно занята печатью многостраничных ч/б газет («Работа для Вас», «Профессия»). Эти газеты (объемом до 320 полос) печатаются в 12-14 прогонов, а затем собираются вручную: дело в том, что конфигурация машины позволяет максимально печатать с трех рулонов, т. е. 24 полосы формата А3, а соответствующего послепечатного оборудования в типографии нет.

По мере того, как росло количество сторонних газет, их красочности и объема, перед «Курьером» вновь возник вопрос увеличения производственных мощностей. В 2005 году он был временно решен благодаря приобретению Solna G 150 в конфигурации из четырех башен (4+4), шести ролевых зарядок и одного фальцаппарата, а также CtP-системы Creo Trendsetter News 70. Вскоре, во избежание форс-мажоров было куплено также второе термальное устройство Kodak Trendsetter News 70, позволяющее экспонировать до 32 пластин/час. По словам начальника производства, в пользу данного оборудования сыграл, прежде всего, авторитет поставщика — компании «Амос» — в плане надежности сервисного обслуживания.

На полную мощность возможности Solna никогда не использовались: обеспечить качественную печать удается только с трех полотен, а четвертая башня используется как резервная. По словам Милевского, купленная в эстонской типографии «пятилетняя» Solna вообще оказалась не по годам проблемной, далека от совершенства и щеточная система увлажнения.

Уже спустя два года после очередной модернизации стало понятно, что мощностей имеющегося оборудования не достаточно для качественной и своевременной печати ежедневных и еженедельных газет, на которых специализируется типография. На этот раз выбор был сделан в пользу новой техники — высокоавтоматизированной и высокопроизводительной HiLine 45 в комплектации из четырех печатных секций башенного типа (4+4), печатной секции (2+2), шести рулонных автосклеек, фальцаппарата 2:2:2, позволяющего фальцевать до четырех рулонов, и более мощного 2:3:2 (до восьми рулонов). Машина также оснащена тремя центральными пультами управления с возможностью предварительной настройки красочных аппаратов системой ManuColor. Данная система автоматически выстраивает кривые подачи краски и сохраняет их в памяти машины, что позволяет печатать повторные или прерывать длинные тиражи, а также предварительно настраивать красочный аппарат по данным, полученным с растрового процессора CtP-системы.

Вследствие этих дооснащений время перехода с одного тиража на другой для 16-полосной газеты на HiLine занимает 10-15 минут, для 32 полос и больше — 30-40 минут. При полноцветной печати 32 полос формата А3 в брак отправляется до 10 пачек газет (около 70 кг). Системой автоматической приводки QuadTech машина не оснащена, правда, Николай Адамович добавляет многозначительное «пока». Из дополнительных вложений в сокращение ручного труда можно также упомянуть систему подачи краски Technotrans, стеккеры для приема паллет Gammerler, установленные на каждом фальцаппарате, секцию упаковки в пленку (для перевозки газет на длинные расстояния это необходимая дополнительная защита) и два обвязчика.

Обслуживают машину две бригады печатников по шесть человек: трое занимаются непосредственной настройкой печати и трое — бумагой и краской (Technotrans работает в полуавтоматическом режиме и требует ручного включения и выключения подачи). Средняя зарплата по типографии — 30 тыс. рублей, для высококвалифицированных печатников — 45-50 тыс. Отвечая на многочисленные вопросы коллег в режиме «нон-стоп», Милевский объясняет выбор в пользу HiLine просто: это лучшее соотношение «цена-качество». Начальник производства типографии Юрий Назаров уточняет: «Исходя из положительного опыта эксплуатации газетной техники GOSS, изначально мы были очень заинтересованы в покупке такой же машины, однако ее стоимость оказалась выше HiLine 45 аналогичной конфигурации, к тому же схожая модель GOSS Magnum выполнена в дюймовой системе измерения, что значительно удорожает ее ремонт и обслуживание. Посмотреть на предложенную «Внешмальтиграф» HiLine 45 мы отправились в шведскую типографию, недалеко от Гетеборга, где техника к тому времени работала уже около года. Кстати, для посещения нам предлагались и другие европейские типографии — в Германии и Финляндии. Тот факт, что техника HiLine активно эксплуатируются в развитых европейских странах, сам по себе внушал доверие, которое только окрепло после личного знакомства с машиной и общения с сотрудниками типографии, где она функционировала. В пользу данного контракта сыграло и то, что компания «Внешмальтиграф» предоставила нам удобные финансовые условия на покупку оборудования».

Сегодня клиентская база типографии включает более 100 наименований газет, среди которых такие известные и разноплановые издания, как «Санкт-Петербургские ведомости», «Коммерсант», «РБК Daily», «Спорт-Экспресс», «МК в Питере», «АиФ» и многие другие. В целом, на долю
«Курьера» приходится около 40% всех выпускаемых в Санкт-Петербурге ежедневных газет, ежемесячный объем потребления бумаги колеблется от 700 до 900 тонн. 90% всей потребляемой бумаги — производства «Кондапожского ЦБК». Тиражи в массе небольшие (поэтому вариант двойной рубки даже не рассматривался) — 5-10 тыс. экз.: крупнейшая в городе газета «Санкт-Петербургские ведомости» выходит тиражом 60 тыс. экз., наиболее «раскрученная» спортивная газета «Спорт-Экспресс» — 12 тыс. выпусков. Помимо производства печатной продукции, в память о прошлой деятельности «Курьер» также предлагает дополнительную услугу своим клиентам — экспедирование подписных и розничных тиражей по Ленинградской, Псковской, Архангельской, Новгородской, Мурманской областях и даже в Карелию, для чего в автопарке типографии есть четыре микроавтобуса, плюс активно используется ж/д сообщение.

Год — достаточный срок, чтобы сложить мнение о правильности сделанного выбора, и судя по тому, что в «Курьере» радушно принимали гостей (и не только на производстве, но и в «Золотой долине»), не без гордости демонстрировали машину и многочисленные плоды ее трудов, — новинка радует. Относительно конфигурации, видимо, также не ошиблись, т. к. полностью окупить машину руководство планирует уже в течение второго года работы.

«ЛУЧШИЙ ДИЗАЙН»

Александр Солопеко, генеральный директор типографии «Полиграф-Сервис» (г. Брянск): «Являясь крупнейшим региональным издательским домом, наша компания давно задумывалась о построении собственной типографии: заказы на печать наших изданий приходилось отдавать в четыре разные типографии, что не только удорожало продукцию, но и не позволяло до конца контролировать сроки и качество исполнения. В связи с этим в 2005 году мы построили новую типографию, мощности которой ежегодно увеличивались. Первая CityLine Express в конфигурации из двух полнокрасочных башен, двух секций (1+1) и фальцаппарата начала работать в конце декабря 2005 года. Уже в марте 2007-го в линию с ней была установлена еще одна машина идентичной конфигурации. Летом того же года вторую машину мы расширили еще двумя башнями красочностью (4+4), а в июне 2008 года очередные две полнокрасочные башни инсталлировали на первой машине (ч/б секции установили по нестандартной схеме — одну на другую).

Еще одно нестандартное решение, реализованное силами наших специалистов, — угловая подача бумаги с обычных рольных зарядок, благодаря чему нам удалось сохранить компактность конструкции. Итого, мы имеем две симметричные газетные линии из четырех полнокрасочных башен и секции 1+1 каждая, которые могут работать как на один фальцаппарат (максимум до восьми полотен), так и автономно. Наш газетный комплекс CityLine Express сегодня является крупнейшей печатной линией этого модельного ряда в мире.

67% загрузки машины составляет фирменная газета «Моя Реклама», которая выходит в 12 городах России (Брянск, Белгород, Владимир, Воронеж, Орел, Курск, Калуга, Липецк, Смоленск, Тула, Ярославль) и г. Гомель (Республика Беларусь). Сейчас этому изданию уже 13 лет и оно насчитывает от 64 до 256 полос тиражом от 10 до 13 тыс. экз. Помимо него наша типография печатает такие газеты, как «Комсомольская правда. Калуга», «Аргументы и факты», «Жизнь», «Теле-7», «Магазин», «Галерея Чижова» и др. — всего более 20 сторонних изданий. Общий объем потребления бумаги — до 800 тонн ежемесячно.

Кроме автосклейки на двух башнях дополнительной автоматизации в машине пока реализовано не было. Дело в том, что последние полтора года мы преследовали цель дать клиентам максимум возможностей по цветной печати, а реализация других проектов, в частности автоматизация послепечатных процессов, были отодвинуты на второй план. Думаю, в ближайшем будущем мы будем развиваться именно в этом направлении».

Лучшие из лучших

Проведение конкурса «Manugraph. Лучшая газета 2008» началось еще в автобусе, по дороге из аэропорта к месту нашей дисклокации. Так, еще утром всем участникам форума выдали папку с 30 принимавшими в конкурсе газетами, которые необходимо было оценить по 10-бальной шкале. Подобная система, по мнению организаторов, не оставляет сомнений в справедливости оценок, и кроме того, также интересна для самих полиграфистов. Подведение итогов и награждение победителей состоялось вечером все того же длинного дня в «Солнечной долине».

Поскольку при оценке газет жюри обращало внимание, прежде всего, на полиграфическое исполнение (красочность, приводку и совмещение, равномерность раската краски, качество печати плашек и растровых иллюстраций, растискивание, наличие или отсутствие отмара, эмульгирования, выщипывания, качество фальца, наличие шкал для контроля печати и пр.), организаторами отдельно была учреждена номинация «За лучший дизайн», в которой победили брянская типография «Полиграф Сервис», представившая 186-страничную полностью цветную газету «Моя Реклама», и типография «Курьер» с газетой «Санкт-Петербургский Курьер» (32-страничное полноцветное издание).

Еще одним специальным призом за нестандартное применение возможностей машины компания «Внешмальтиграф» наградила типографию «Таврида» (г. Симферополь), помимо газет представившую на конкурс книги, отпечатанные на CityLine Express 35. Конфигурация машины (полнокрасочная башня (4+4), трехсгибный фальцаппарат и дополнительный фальцаппарат для параллельного фальца, позволяющий получать сдвоенные 16-страничные книжные тетради за один прогон, две рольные зарядки с автосклейкой, система автоматической приводки QuadTech) изначально выбиралась для печати цветной книжной продукции.

«CityLine отлично справляется с поставленной задачей, и даже «вышивает крестиком», — с удовольствием рассказывает о машине Андрей Литваков, директор типографии «Таврида». — А если серьезно, то мы собираемся и дальше расширять ее возможности новыми секциями, думаем также оснастить машину УФ-сушкой. Установка второй башни позволит получать две 32-страничные полноцветные тетради двойником».

КОММЕНТАРИЙ ПОБЕДИТЕЛЯ

Ашот Мосикян, генеральный директор «Производственной фирмы «Полиграфист» (г. Вологда): «Нашей типографии уже порядка 180 лет: она существовала и при царе, и при советской власти (как областная типография), а с 1992 года это частное предприятие, в котором работает около 250 сотрудников. В состав группы предприятий «Полиграфист» сегодня входят пять направлений: «Полиграф-Пресса» (газетная печать), «Полиграф-Периодика» (журнальная и коммерческая полиграфия), «Полиграф-Книга» (книжная продукция), торговый центр «Пассаж» и спортивно-оздоровительный комплекс «Жемчужина».

Каждое из направлений — финансово независимо от других, и все вполне успешны. Например, в Москве «Полиграфист» больше известен как производитель книжной продукции: ежегодно мы выпускаем порядка 3 млн книг в твердом переплете, сотрудничаем с 60 московскими издательствами, наша продукция регулярно отмечается призами на конкурсе «Лучшие книги России». Это направление представлено преимущественно немецким печатным и послепечатным оборудованием (MAN Roland, Planeta, Kolbus).

Газетное же производство изначально развивалось на индийской технике — ротации Superorient, которая после распада Союза досталась нам от Госкомиздат СССР. Другие шесть областных типографий, получившие такую же машину в наследство, технику списали как нерабочую, мы же, поменяв некоторые узлы, успешно проработали на ней 10 лет, а потом продали в одну подмосковную типографию.

В 2003 году на замену отслужившей свое Superorient пришли две башни NewsLine красочностью (4+2), год спустя — секция (2+1) StarLine, в 2006 году — башня (4+4) CityLine Express, а в начале 2007 года — еще одна, (1+1). Таким образом, на сегодняшний день мы имеем шестиполосную газетную линию, оснащенную двумя фальцаппаратами, способную выпускать либо 48-полосные «толстушки», либо две 24-страничные газеты. Модульная конфигурация оборудования позволяет докупать секции по мере необходимости, в ответ на требования клиентов, что мы и делаем.

Сегодня мы выпускаем 56 наименований газет для Архангельской, Вологодской областей, Ярославля тиражами от 10 до 130 тыс. экз. Наиболее тиражные издания — бесплатные рекламные еженедельники «Бизнес-Информ», «Бизнес-реклама», «Раз в
неделю», общеполитическая газета «Вся Архангельская область». По моим наблюдениям, газет меньше не становится, наоборот, открываются новые издания, возрастают их объемы, красочность, равно как и требования клиентов к качеству продукции. Чтобы им соответствовать в дальнейшем, сейчас строим новую производственную площадку — шестиэтажное здание площадью порядка 8 тыс. м². Помимо существующих на сегодня мощностей, планируем разместить в нем еще как минимум две новые полноцветные башни CityLine Express с автосклейками, журнальную heatset-ротацию. Завершить строительство планируем к 2010 году.

«Секрет» качества нашей продукции, которое мы уже в который раз демонстрируем на ежегодном конкурсе «Лучшая газета на Manugraph», — отнюдь не в автоматизации (все машины куплены в базовой конфигурации), а совсем наоборот — в человеческом факторе. У нас работают очень опытные специалисты — полиграфисты до мозга и гостей, которые не только по максимуму используют возможности машин, но и усовершенствуют их. Так, для лучшей работы мы поменяли тормоза, узел, регулирующий размотку роля, гнезда подшипников, несколько реконструировали увлажняющий аппарат, воздушную систему и прочее. Приятно, что коллеги по достоинству оценили эти нововведения».

В виду высокого качества представленных газет определиться с призовыми местами оказалось непросто: сразу несколько конкурсантов набрали приблизительно равное количество балов, поэтому вместо трех победителей, было выбрано пять. Итак, третье место разделили типографии «Орск Пресс» за рекламную газету «АБ маркет» и «Офсетная газетная фабрика» (г. Екатеринбург) за рекламную газету «М. Видео. Урал». «Серебряными» призерами стали «Северодвинская типография» с архангельской областной «Автогазетой» и типография «Лимитед Пресс Корпорейшн» (г. Винница), представившая «Газету по-українські». Такая высокая оценка российских коллег для директора типографии «ЛПК» Игоря Бурко оказалась приятной вдвойне, ведь CityLine Express 35 в конфигурации из трех полнокрасочных башен была запущена всего несколько месяцев назад. Почетное первое место полиграфисты признали за газетой «Рейтинг», отпечатанной в типографии
«Полиграф-Пресса» (г. Вологда).

Примечательно, что высшую награду конкурса директор типографии Ашот Альбертович Мосикян получает уже второй раз (впервые — на самом первом конкурсе в 2005 году), а в прошлом году типография «Полиграф-Пресса» удостоилась специального приза «За стабильное качество печати». Осталась не награжденной, но была замечена полиграфистами и оценена по высшему разряду (это ли не главный приз?) корпоративная газета VMG Print — по сути, показательный буклет возможностей полноцветной печати машины HiLine 45, которая в конфигурации из двух полнокрасочных башен работает в типографии с января 2008 года, а сейчас дооснащается еще двумя.

ПОЧЕТНОЕ СЕРЕБРО
Игорь Бурко, директор типографии «Пресс Корпорейшн Лимитед» (г. Винница): «Безусловно, мне очень приятно, что представленная на конкурс «Газета по-украински», отпечатанная на запущенном в июле 2008 года комплексе CityLine Express, получила столь высокую оценку коллег. Я очень признателен организатором за интересное и полезное мероприятие, возможность пообщаться с полиграфистами, которые работают на аналогичном оборудовании. Познавательным было и посещение одной из крупнейших газетных типографий Санкт-Петербурга. Главным образом привлекли внимание чистота и порядок на предприятии (явно не показательное, а постоянное состояние на производстве), складская логистика, автоматизация подачи краски. Некоторые из новшеств, надеюсь, со временем реализуем и у себя на производстве. В частности, серьезно рас-
сматриваем вопрос приобретения системы подачи краски. Я вообще большой приверженец автоматизации, считаю, что подобные вложения никак не могут быть лишними. Когда учредители типографии только принимали решение о покупке машины, я приложил максимум усилий, чтобы убедить их в необходимости ManuColor, и до сих пор считаю, что это великолепный инструмент, который стоит своих денег. Благодаря этой системе печатью на трех башнях CityLine Express у нас управляет один человек, что в условиях постоянной нехватки людей является огромным преимуществом. Кроме того, это также и качество, существенная экономия расходных материалов, возможность предварительной настройки красочных зон по данным, полученным с растрового процессора CtP-системы».

В качестве послесловия

На самом деле выиграли все — от приятной атмосферы общения с коллегами, партнерами и старыми друзьями, обмена опытом, просто хорошего и разнообразного отдыха.

Третий день форума прошел под впечатлением от Петергофа: его немыслимых фонтанов, ухоженных аллей и великолепных дворцов. Описывать его красоты не берусь, скажу лишь, что я, побывавшая здесь впервые, сделала более трех сотен фотографий за три часа.

Прощальный обед, состоявшийся в ресторане на территории Петродворца, а в прошлом — царской оранжереи, стал удачным завершением этого яркого и интересного события.

("Ролевая печать", №1, 2009) 

 
Поделиться ссылкой