Второе пришествие

17 июня 2009
Второе пришествие

Самое интересное на втором заседании «Газетного Клуба», которое состоялось 19 мая 2009 г. в пресс-центре издательства «Экономика», по классике жанра произошло в самом конце — когда Алексей Кулик, маркетинг-директор компании MacHOUSE, предложил обсудить наболевшее — демпинг.

Три таинственных эксперта, пожелавшие остаться неназванными, предложили следующие взгляды на сие явление: демпинг — это плохо, т. к. занижение рентабельности ведет к тому, что компания не в состоянии добиваться своих целей; демпинг — это неотъемлемый атрибут ценовой конкуренции в период кризиса; наконец, демпинг среди типографий — это манна небесная для их заказчиков — издателей, но для самих полиграфических предприятий — если не моментальная смерть, то длительная агония.

gk2dt1

Полиграфистов задели за живое — это отчетливо прослеживалось и в предыстории от Николая Токарского («Приазовский рабочий»), и в пламенной речи Татьяны Мизерной («Пресса Украины»), и во взвешенном комментарии Александра Величко («Сегодня»). Первый рассказал, как его типография безрезультатно боролась за заказ от комбината «Азовсталь» (чья типография приказала долго жить): в тендере, помимо «Приазовского рабочего», участвовало еще несколько предприятий из донецкого региона, и половина из них предложила необоснованно низкие цены. В итоге комбинат разбил заказ на части и распределил его между всеми участниками, но те, кто «демпингнул», по заявленной цене печатать, безусловно, не смогли.

Предложения Дмитрия Яшанова, генерального директора MacHOUSE, попробовать ранжировать типографии, и Николая Залужного, исполнительного директора MacHOUSE, ввести механизмы для нормализации взаимодействия игроков рынка, например, создать ресурс с открытыми тендерами, участники дискуссии отвергли. Татьяна Мизерная («Пресса Украины») взяла ситуацию в свои руки и озвучила то, что, судя по всему, большинство не решалось высказать вслух: демпинг сегодня — это единственная возможность выжить, и честных правил игры в такой обстановке быть не может. Но первопричиной кризиса в полиграфии, по мнению Татьяны Валерьевны, является вовсе не обрушившаяся банковская система, а ввезенная по преференции на территорию Украины груда металлолома под названием «подержанное полиграфическое оборудование". В нем-то, вернее, в нерадивых владельцах б/у машин, и кроется корень всех бед полиграфистов.

Александр Величко, директор типографии «Сегодня», где в свое время была установлена KBA Commander, прежде эксплуатировавшаяся за рубежом, смотрит на сложившуюся ситуацию несколько иначе: «У всех нас разные условия существования: долговые обязательства перед кредиторами и арендодателями, понятия прибыли, наконец, финансовая учетная политика, что, в свою очередь, приводит к разному уровню маржинального дохода. Посему привести все типографии к одному знаменателю не удастся, хотя идея замечательная…».

Последней каплей дебатов стала тирада Станислава Журило («Республика»), квинтэссенция которой свелась к пессимистичному прогнозу: «Полиграфия — отрасль стагнирующая, и нам необходимо либо сокращать количество предприятий на рынке, либо устанавливать единую цену. Третьего не дано». Спич оставили без комментариев, но продолжили обсуждать зацепившие за живое вопросы в кулуарах японского ресторана «Гин-но Таки».

gk2dt2

Итоги 2008-го и прогнозы на 2009-й в сегментах газетной и журнальной прессы подвел Алексей Погорелов, генеральный директор «Украинской Ассоциации Издателей Периодической Прессы». «По прогнозам Всеукраинской рекламной коалиции в 2009 году ожидается уменьшение количества рекламных макетов в прессе на 41%. По данным «Мониторинга СМИ», за первый квартал 2009 года в газетах уже было размещено на 50,72% меньше рекламных полос, в журналах — на 50,07%. Прогнозируемый спад по подписке, согласно данным ГП «Пресса», во втором полугодии 2009 года составит 9,35%», — с ходу огорошил Погорелов. Дальше — больше. Кризис сказался и на количестве изданий, в том числе ежедневных газет: количество платных «ежедневок» с 51 сократилось до 43, бесплатные с суммарным тиражом более 10 млн экз. и вовсе «умерли».

Но у любой медали есть вторая сторона. Об этом свидетельствуют новости с рынка соседней России, где на 35% выросли продажи журнала «Forbes», на 20% — журнала «Деньги», на 15% — телегидов «Антенна», «7 Дней» и «Теленеделя». Не отстает и Украина. Свежий пример — запуск издательским домом «Советчица» (г. Харьков; взаимодействует с типографиями «Нормальные цены» и «Медиа-друк») журнала «Любимые цветы», майский тираж которого планируется довести до отметки в 70 тыс. экз., и «Интересной Механики». Как говорится, кто ищет, тот всегда найдет жадных до новинок читателей.

gk2dt3

Выступивший в роли докладчика Александр Величко, директор типографии ЗАО «Сегодня Мультимедиа» (г. Вышгород, Киевская обл.), постарался донести до коллег все прелести сотрудничества с профессиональными консультантами-проектировщиками. Хотя, по его же словам, когда идея приобщить подобную организацию — IE Graphic Engineering — к реализации проекта типографии только возникла, он не видел в этой затее ни малейшей необходимости — мол, сами справимся. «Но сегодня я понимаю, что это был единственно правильный выбор, — констатирует Величко. — Эффективность подобного взаимодействия заключается, прежде всего, в том, что в итоге мы переняли у партнеров методологию и культуру проектного управления".

Инжениринговые компании уровня IE Graphic Engineering — это единственное звено в проектной цепочке, которое заинтересовано в том, чтобы были достигнуты цели всех участников: инвесторов, поставщиков, строительных компаний и, главное, команды, которая в итоге будет эксплуатировать объект. Благодаря тому, что IE Graphic Engineering специализируется именно на проектировании в полиграфической отрасли, построила множество типографий в разных уголках мира, более того — сопровождает их в дальнейшем, ее специалисты являются носителями колоссального опыта и знаний.

В итоге проект типографии «Сегодня», что называется от идеи до пуска, нам удалось завершить всего за полтора года, при этом затраты непосредственно на услуги IE Graphic Engineering не превысили 0,1% всей стоимости. И это при том, что специалисты IE Graphic Engineering принимали непосредственное участие во всех стадиях проекта. Прежде всего, в обсуждении инвестиционной идеи, предлагая альтернативные варианты постройки и оснащения производства. Затем — концептуального дизайна, когда происходит планирование будущих техпроцессов, и окончательной детализации утвержденного проекта с пакетом всех необходимых чертежей и окончательной сметой. Самое важное, что, в отличие от многих инжениринговых компаний, IE Graphic Engineering берет на себя ответственность за сопровождение и контроль внедрения проекта, а также страхование задекларированных цен.

Плюс еще и в том, что нам удалось избежать многих проектных ошибок, впрочем, кое-что все-таки «вылезло» уже после ввода типографии в эксплуатацию: например, ограниченные размеры зоны экспедиции — паллетная загрузка 20-тонного грузовика в ней невозможна, а также зоны печатной машины, впрочем, эту проблему мы решили с установкой видеокамер и экранов».

На следующем заседание «Газетного Клуба» организаторы пообещали присутствие проектировщиков собственными персонами.

gk2dt4

На северном фронте без перемен — таким был лейтмотив выступления Дмитрия Ремизова, генерального директора компании «Внешмальтиграф» (Россия), представившего анализ ситуации в газетном сегменте Российской Федерации. «В структуре нашей компании также имеется типография — «ВМГ-Принт», в которой июле 2008 года машину CityLine Express (3 башни, 35 тыс. оттисков/час) заменили на модель HiLine (4 башни, 45 тыс. оттисков/час). В результате ежемесячный объем перерабатываемой бумаги увеличился с 350 до почти 500 тонн, причем после существенного спада в январе 2009 года (менее 300 тонн) к марту этот показатель вновь вернулся на докризисную отметку», — поделился статданными Ремизов.

Впрочем, результаты «ВМГ-Принт», по словам гендиректора «Внешмальтиграф», не совсем сопоставимы со среднерыночными. Тяжелей всего пришлось крупным типографиям: издатели уменьшили объемы и тиражи своей продукции, в результате оказалось проблематично загрузить машины двойной ширины и двойного диаметра. Судя по всему, именно с этой проблемой столкнулась крупнейшая газетная типография Москвы «Экстра-М» (две manroland GEOMAN), чей ежемесячный объем потребления газетной бумаги с 6,5 тыс тонн в июле 2008-го упал до 4 тыс тонн. Зато владельцы менее производительного печатного оборудования, как уже упомянутая «ВМГ-Принт», наоборот, даже умудрились увеличить свою долю на рынке — типография «Прайм-Принт» (бывшая «Проф-Медиа Принт», укомплектованная KBA Comet) тому пример.

Похожая динамика наблюдается и в Центральной Сибири. Лидер рынка — типография «Совестская Сибирь», укомплектованная GOSS Magnum 4 и manroland UNISET 70, потеряла 40% в объемах (с 1700 до 1000 тонн). Аналогичная участь постигла и «Алтапресс» (Solna 25 D) — с почти 400 тонн перерабатываемой газетки она опустилась до 200. В то же время «Печатный дом», где в сентябре минувшего года была установлена CityLine Express, в апреле продемонстрировал пятикратный рост — с 50 до 250 тонн.

«Из бесед с владельцами типографиями следует две мысли. Во-первых, падение объемов произошло почти у всех — у кого-то существенное, у кого-то не очень, но у большинства уже наметился некий рост. Вывод второй — крупным игрокам рынка досталось больше всего», — подытожил Ремизов. Благо, к летальному исходу кризис не привел ни одну из российских газетных типографий.

gk2dt5

Наталья Загороднова, директор по развитию бизнеса «Эдипресс Украина» (г. Киев), ошеломила всех новостью про запуск проекта по внедрению практики аудита тиражей периодических изданий. Помимо «Эдипресс Украина», идеологами кампании стали ИД Independent Media-Sanoma Magazines и KP Media, а также РА Publicis: «Первый этап проекта заключается во внедрении аудита отпечатанных тиражей: многие издатели декларирует одни цифры, однако в реальности они зачастую существенно отличаются от озвучиваемых. Аудит же отпечатанных копий позволит предоставлять рекламодателям корректные цифры как минимум в отношении выпущенных экземпляров».

Непредвзятый взгляд на поставленную задачу и отработанную методологию подготовки и проведения аудита тиражей призваны обеспечить эксперты ВPA (Business Publications Audit) — компании из США, инспектирующей 85% b2b-изданий. Запуск проекта намечен на ноябрь 2009 года. Михаил Новицкий, владелец «Херсонской городской типографии», тут же высказал свое желание присоединиться к инициативной группе.

gk2dt6

Как выяснилось из доклада Ирины Колчиной, заместителя исполнительного директора ассоциации «УкрПапир», что отечественным полиграфистам смерть, то украинским бумажникам хорошо. Речь идет об уже набившем оскомину кризисе, который местным производителей газетной бумаги оказался только на руку: Жидачевский целлюлозно-бумажный комбинат в первом квартале 2009 года увеличил объемы производства своей газетки до 11,9 тыс. тонн (против 10,7 тыс. тонн за аналогичный период 2008 года).

Помимо ЖЦБК на рынке отечественной газетки присутствуют «Кронекс Украина» и АСС-Коротышевская бумажная фабрика», также выигрывающие от снижения доли импорта: если в первом квартале 2008 года он составил почти 80% от общего объема рынка (24,6 тыс. тонн), то уже в 2009-м — чуть меньше 65% (17,46 тыс. тонн). Пертурбации также коснулись и стран-импортеров — из числа официально зарегистрированных исчезла Румыния (88,9% импорта поступает из России, 6,7% — из Польши, 4,4% — из Финляндии).

Впрочем, какие бы меры по улучшению своей бумаги не предпринимал ЖЦБК (в 2008 году в ее состав ввели 15% сульфатной беленой хвойной целлюлозы, что позволило увеличить показатель разрывной длины на 10-20%, а показатель белизны — на 4-5%), мнения о ней разделились: Николай Токарский («Приазовский рабочий») отечественно производителя не признает, в то время как Александр Данюк («Нормальные цены») с удовольствием на нем печатает.

(Деректор типографии, №5, 2009)

 
Поделиться ссылкой