Этикетка «изнутри» Часть 1

25 сентября 2012
Этикетка «изнутри» Часть 1
Вот уже 650 с лишним лет полиграфии с завидным постоянством предсказывают скорый конец. И когда эти предсказания не звучат, «становится скучновато».
 
Сегодняшние предсказания базируются на том, что человечество обрело новые носители информации, «вычеркивающие» полиграфию из будущих реалий. Поскольку утверждения, как всегда, глобальны, то и в ответе они, видимо, не нуждаются. Поэтому поставим локальную задачу: перспективы этикетки (и упаковки) при участии в процессе их производства листовых офсетных печатных машин.
При этом для начала уясним, что из любого самого продвинутого электронного носителя кулек не свернешь и семечек в него не насыплешь, а если это и сделаешь – аппетитно ли он будет выглядеть?
 
Воспользовавшись этим, оппоненты сразу отделят этикетку от упаковки: да, упаковка пока нужна, а этикетку вполне может заменить, скажем, штрих-код. Тогда «продвинутый юзер» сможет выбрать по нему все, что захочет. Но всегда – вследствие человеческой тяги к прекрасному – остается опасность того, что этот самый юзер – еще и человек и будет выбирать штрих-коды «по красоте», поскольку при наличии серьезной информационной составляющей этикетка – это еще и элемент рекламы, и расходы которую заложены в себестоимости этикетируемого товара. Предвидя возражения типа: в этом случае реклама будет перенесена, например, в ТV-образные средства информации или Интернет, отвечаю словами любимого киногероя: «Это – вряд ли».
 
«Этикеточный» дизайн

На примере дизайна этикеток можно объяснять закон философии о единстве и борьбе противоположностей. Согласно российским требованиям ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», на этикетках должны присутствовать: название и реквизиты изготовителя, страна, в которой изготовлен товар, товарный знак и масса, объем и прочие количественные характеристики продукта, его пищевая ценность и состав. Этикетки пищевых продуктов также должны содержать сведения об условиях хранения товара и сроках его годности, стандарте, в соответствии с которым он изготовлен, и пр., в общем, все, на что каждый из нас, покупая тот или иной товар, не обращает никакого внимания. Поскольку если на лицевой стороне упаковки 48- кеглем написано «Масло», никто не будет читать на обороте надпись 4 кегля, что это вовсе и не масло в действительности. И «все» это размещается в виде текстов, рисунков и условных обозначений на этикетке, контрэтикетке, ярлыке, пробке, вкладыше или другом элементе товара. С точки зрения дизайнера это лишь масса мелких деталей, которые, если их сделать крупнее, в прямом смысле затмят рекламную составляющую этикетки, и которые следует для красоты превратить в элементы дизайна. Далее пошел «тот самый» философский закон. С одной стороны – явно лишняя для дизайнерской идеи информация, которую он обязан разместить в дизайне. С другой стороны – площадь вышеназванных этикетки и контрэтикетки ограничена документом: ОСТ 29.1 – 2001: «Этикетки, отпечатанные способами офсетной и флексографской печати. Издательско-полиграфическое оформление. Общие технические условия», где размеры продукции связаны с граммажом, литражом и пр. характеристиками этикетируемой продукции. При этом – какими бы размеры этикетки/контрэтикетки ни были, а вышеназванная информация присутствовать на них должна. Чтобы не мудрстововать, дизайнеры преобразуют «обязательную» текстовую информацию в цветную штриховую иллюстрацию (в общем, тот же текст, но – цветной или «вывороткой») и стараются – для начала – воплотить ее «в рамках» КСМУ.

Злато - серебро

Практически не бывает этикетки без логотипов («товарный знак размещается на этикетке, если он был утвержден в порядке, установленном законом страны – изготовителя» - см. вышеназванный ГОСТ), медалей и т. д., которые печатаются «серебром» и «бронзой». Можно попробовать напечатать медальку первым краскопрогоном, а затем положить на нее черную краску – изображение, идентифицирующее награду. И к 5 – 6 – му краскопрогону медали станут «лысыми», поскольку и «серебро» и «бронза», будут ими «съедены». Вот и печатают «злато – серебро» последними, да еще с вывороткой изображения по подложке из черной краски, а лист уже «раздало» на предыдущих 4-5 прогонах и контур черной подложки ощутимо «вылезает» из-под «бронзы». При этом все вышеназванные ограничения по шрифтам для выворотки «отменяются» как масштабированием, так и дизайном самой медали.

И хотя (некоторые) дизайнеры пользуются при формировании дизайна рекомендациями «этикеточного» ОСТ и «Технологических инструкций по компьютерному набору и верстке», при «раздаче» листа на В1 формате в процессе многокрасочной печати это помогает мало. А «раздаст» обязательно: красок – 6, а бумаги – 75 – 80г/м2 , одностороннего мелования. И больше (толще) нельзя: тут и деньги - бумагу на вес покупаем, да и упаковочные автоматы с этикетировочными линиями на их толщину рассчитаны.
Бороться с «раздачей» можно: например, уменьшив формат листа, т.е., количество этикеток на нем или задав «заветные» значения треппинга. По понятным причинам первый вариант пока отпадает – нужен «съём». Но – «у нас же компьютер», поэтому придется начать со второго.
Треппинга много не бывает

Поскольку не понятно заранее, какие значения треппинга задавать для компенсации несовмещения, можно обратиться к программам компьютерной верстки. Так, InDesign при включенном треппинге «по умолчанию» задает его значение 0,144пт. Поскольку современный пункт равен 0,352 мм, то в миллиметрах треппинг составит 0,05. Если учесть, что программа задает значения треппинга, что называется, «на одну сторону», то полученное число превращается в стандартный допуск: ± 0,05мм, т.е., несовмещение, разрешенное нам Технологическими инструкциями для печати по мелованным бумагам.

Конечно, можно задавать треппинг и «вручную», основываясь пока на чужом опыте. Существуют таблицы рекомендуемых значений треппинга для основных видов печати, типов запечатываемого материала и оборудования, дающие некие исходные данные, которые можно уточнить применительно к конкретному полиграфическому предприятию /машине / заказу.
 Отметим, что нереально компенсировать треппингом несовмещение в трехкрасочном тексте, отпечатанном по белой бумаге, поскольку она же это несовмещение и «высвечивает».
Поэтому желательно еще на допечатной стадии запретить использование, например, «трехкрасочных» шрифтов малого кегля светлого начертания (шрифт должен быть не менее 4пт, полужирного начертания, рубленый, максимум – в 2 краски из КСМУ), тонких линий, вывороток на сложном цветном фоне и т.п. Если все же необходимо иметь на оттиске штриховые изображения сложных (например «фирменных») цветов, то дешевле и спокойнее использовать при печати кроющие краски Pantone вместо цветов, «сложенных» из прозрачных КСМУ. Но – заказчику придется платить за «лишнюю» секцию, «умноженную» на коэффициент за Pantone, а исполнителю эту «лишнюю» секцию искать.

Если для печати используется несколько кроющих красок, то для корректного выполнения треппинга нужно указать порядок их наложения. Например, поскольку «злато/серебро», нужно печатать последними, то под них и нужно «втягивать» все прочие краски. В этом случае треппинг, как правило, задается «вручную», на основании личного опыта оператора.

Понять, что заданное значение треппинга было недостаточным, можно по и одному оттиску. А вот на вопрос, насколько избыточен заданный треппинг, может дать ответ только полистное изучение всего тиража (а кто на такое способен?) и «разборка полетов» по всей технологической цепи. И не по контрольным шкалам, а по конкретному совмещению каждой этикетки на листе. Примечательно, что в практике полиграфических предприятий укореняются заведомо избыточные, но обеспечивающие сложному заказу его «сдачу с первого предъявления» значения треппинга и передаются от верстальщика к верстальщику как сакральное знание. Но – таким образом проблема «не лечится, а лишь загоняется внутрь», поскольку все равно лист «раздает» от центра к краям и печатнику на тираже все равно приходится «разбивать» совмещение, добиваясь некоего среднего эффекта. Причем (не говоря о площадях заполнения листа пробельными элементами), чем больше секций, тем больше лист и «раздаст».
 
Шесть пишем, два – на ум пошло

Посчитаем «по - скромному», сколько красок достаточно для печати хорошей, «фирменной» этикетки/упаковки на бумаге, картоне, в общем, впитывающем и непрозрачном материале. Заметим, что второй листопрогон не просто нежелателен, но и невозможен по технологическим причинам. Есть элемент изобразительного сюжета – значит, 4 секции КСМУ (их порядок следования пока не обговаривается). «Фирменный» фон – еще секция. Медали – серебряные и золотые – еще 2. Итого – 7. Пока.

Это количество можно уменьшить – доказав заказчику, что заслуженные им награды на этикетке должны «гореть», т.е., использовать тиснение фольгой. Секций получается 5, а вот трудоемкость (и себестоимость!) такого заказа вырастают существенно. Но если медалей и нет, а в комплекте: этикетка, кольеретка, контрэтикетка и первые две тиснятся фольгой, то печать текстовой информации на контрэтикетке наверняка будет заказана «бронзой» – «сэкономили».
Можно, конечно, «фирменный» фон составить из КСМУ (4 секции), но это неизбежно приведет к его разнотону и несовмещению элементов фона по тиражу и в - лучшем случае - к уценке заказа.
Как выходят из положения «на местах»? Если «фирменный» фоновый цвет насыщенно – темный: темно – зеленый, синий, фиолетовый, коричневый (в общем – понятно), то в качестве черной краски в КСМУ этот «фирменный» цвет и используют. Не то, чтобы «пипл хавает», но – берут (есть и другие варианты, но об этом, что называется, лучше «в личку» - как бы чего не вышло). Вот «лишняя» секция и «набежала».

А если печать – в том же «цветовом составе» - по невпитывающей, поверхности: прозрачной пленке или «металлике»? В принципе – офсет «потянет». Побольше (только очень) изопропилового спирта (ИПС) в увлажняющий раствор – и все. Только вот секций бы...

«Металлик» блестящий, а пленка и вовсе прозрачная и фолиевые краски для печати по ней –– тоже. Значит, для получения нормального оптического эффекта под запечатываемые участки придется «подкладывать» кроющие белила. И площадь печатных элементов такой «подложки» бывает настолько велика, что приходится после нее секцию (хорошо, если одну, а не две), «пропускать», чтобы белила «схватились». И тиснение медалек фольгой здесь уже «не прокатит» (другое дело, что под них можно белила не подкладывать – «золотее» будут). Значит, к прежнему максимуму из 7 секций нужно прибавить минимум одну.
 
И сушить такой заказ нужно уже не паллетами, а стопочками, раскладывая заказ по всему цеху, чтобы в процессе сушки листы не склеились – это же сколько места нужно. Можно, конечно, приобрести передвижные ячеистые стойки для сушки трафаретных оттисков, но если заказ не постоянный, то это «лишняя» трата.
 
Да, еще «пустячок». Несколько таких заказов – и валики увлажняющей системы «привыкнут» к заданному максимальному проценту ИПС в увлажнении и снизить его на последующих заказах удастся (если удастся вообще избавить валики от подобной алкозависимости) с трудом.

Если красок больше, чем КСМУ
Когда заказ крупный и от серьезного производителя, то желаемые или «фирменные» цвета утверждаются по вееру Pantone и все это оформляется соглашением/договором между заказчиком и исполнителем.
И на печать первого тиража приезжает представитель заказчика. Начали: кресты «собрали», плашки выкатали, КСМУ – по денситометрическим нормам, а вот Pantone … Ну, не тот цвет, то ли насыщенности не хватает, то ли просто – краски мало. Добавляем, еще, еще – стоп: фон соответствует выкраске на веере. Подписывается лист – и вперед. А часа через 2 после печати краска, по выражению печатников «садится» и «выстраданный» на приладке цвет Pantone приобретает уже излишнюю насыщенность. И молочно - шоколадный цвет превращается в темно-коричневый, а зеленый – в зеленовато - черный. Но и это еще не все. Если далее предполагается УФ – лакирование отпечатанного тиража, то цвет Pantone под УФ-лаком (в зависимости от композиции пантона) опять непредсказуемо – для заказчика – меняется (фиолетовый вдруг становится голубым). И хуже всего, если он печатает на одном предприятии, лакирует – на другом, а сам он – простой посредник.

Куда податься?

Сегодня часть этикеточного рынка неизбежно забирают рулонные печатные машины, имеющие в своем составе секции различных видов печати – флексографские, офсетные, трафаретные и отделочные, дающие на выходе не листы, а уже полуфабрикат или готовую продукцию. Сочетание в одном изделии нескольких способов печати расширяет возможности оформления этикеток и упаковки, а скорости рулонных машин снижают их себестоимость. Добавим, что сочетание в одном изделии нескольких видов печати/отделки затрудняет их фальсификацию, что делает описанный вариант дороговатым, но привлекательным. Ну и куда «простому» листовому офсету «податься»?

Возьмем все тот же комплект этикеток для ликеро-водочной продукции. Традиционно он располагается на одном листе, где количества этикеток, контрэтикеток и кольереток равны, но сгруппированы в три самостоятельные группы, которые потом легко отделить, отрезав от других. При этом формирование спуска помимо принципа: «Чем больше – тем лучше», все же учитывает соотношение направления отлива бумажного листа и расположение на ней комплекта, элементы которого должны «лежать» «длинной» стороной поперек волокон листа. Тогда при стандартной конструкции линии этикетирования бутылок и использовании для этого водорастворимых клеев этикетка после нанесения на нее клея «обхватывает» бутылку.

Сложившаяся на сегодня «классическая» технология изготовления этикеток включает: печать «масляными» красками + ВД – лакирование «в линию», разрезка листов (в случае печати комплектов этикеток для алкогольной продукции – кольеретки не отделывают тиснением а отрезают их от листа комплектов), тиснение, разрезка (этикеток и кольереток) и вырубка последних, обрезка всех изделий до заданного формата, контроль, комплектовка, упаковка. Вроде – все правильно. Но – забыли про технологические выстои. Несмотря на то, что красочные оттиски «крыты» ВД-лаком (или – именно вследствие этого) отпечатанный тираж должен «выстаиваться» в определенных климатических условиях не менее 48 часов. При этом гарантиями от возможности появления под пленкой ВД - лака сетки трещин на «масляном» оттиске являются квалификация печатника, правильность настройки сушильной секции печатной машины и нужные климатические условия в помещениях для технологического выстоя полуфабрикатов. А хочется – и быстро, и качественно. Да пожалуйста.

Полный УФ

Рассмотрим все «за» и «против» технологии печати с использованием УФ-отверждаемых красок/лаков.

Традиционно, по менталитету, мы «Против»:
  • для печати УФ-отверждаемыми красками машину придется оснастить и валиками красочных аппаратов со специальным покрытием, и промежуточными УФ-сушками, и специальными офсетными резинами, устойчивыми к воздействию УФ-отверждаемых красок и смывок, а также иметь удлиненное листовыводное устройство, оснащенное УФ-сушкой, и еще много чего, что «однозначно» увеличит цену печатной машины;
  • стоимость УФ-отверждаемых красок выше стоимости красок «масляных»;
  • не все типографии имеют достаточное количество заказов на УФ - печать, а использование УФ-отверждаемых красок для работ, ее не требующих, не выгодно.
  • печатать на машине УФ-комплектации по обычной технологии можно только после замены красочных валиков и офсетных полотен, устойчивых к УФ-отверждаемым краскам и их смывкам, на обычные, что увеличивает технологические простои.
Теперь «по уму» - «За»:
  • Машина.
Да, УФ - комплектация требует дополнительных средств, но она же благодаря промежуточным сушкам и обеспечит максимальную производительность печати: «по сухому». И говорить уже можно не о крейсерской, а о максимальной скорости машины: 15 - 18тыс. от/час, что за сутки дает до 300тыс. оттисков «на выход», т.е., сразу готовых к последующей обработке. А это означает наличие отсутствия технологических выстоев и как следствие – сокращение сроков сдачи заказов. Тираж практически с печати идет на последующую обработку, т. е. не нужно выжидать двух положенных суток для окончательного закрепления красок. И это экономия только на одном заказе. А также экономия площадей накопителей полуфабрикатов на предприятии. И главное - сокращение сроков сдачи заказа, а они для такой специализации очень жесткие. Таким образом, машина в УФ - комплектации не обязательно должна быть В1 формата, можно и разумно меньше. А это: уменьшит вероятность «раздачи» листа, повысит точность совмещения мелких деталей, сократит отходы бумаги - как в «чистый» брак, так и на технологические нужды, а – для начала – снизит стоимость самой машины.
  • Краски.
В структуре себестоимости продукции доля любых красок составляет 2-4 %, что не особо разорительно. При этом УФ-краски и лаки:
  1. экологически безопасны – в них отсутствуют испаряющиеся токсичные растворители;
  2. быстрее, чем другие лаки и краски отверждаются, что гарантирует повышение производительности (и не только печати, а всего производственного процесса);
  3. имеют высокие оптические свойства;
  4. имеют надежные защитные свойства.
Все это перекрывает экономические издержки, связанные с их покупкой. УФ-отверждаемый лак закрепляется на таких красках без предварительной ВД - грунтовки. Это объясняется не только «родством» красок и лаков, но и минимальным временем отверждения красок, когда печать идет «по - сухому». К тому же УФ-отверждаемые краски не так уж стремительно, но дешевеют.

Помимо экологической безопасности, УФ-отверждаемые краски имеют повышенную прочность – как механическую, так и к растворителям различного вида. Поговорите с изготовителями фирменных (без кавычек) пивных этикеток – сколько крови портит требование повышенной щелоче - и прочей стойкости красок на оттисках. И проверяется она «по-взрослому». А ежели чего – уценят, а то и заказ (такой заказ!) отберут. Ну, пусть не отберут, но нарваться на перепечатку тиража – тоже не праздник. Да и краски на такие этикетки все равно специальные, делают их «под заказ» и дешево они не стоят. Так что, по краскам, пожалуй, и не переплатим.
  • Заказы
Известно, что переходят на печать с УФ на «масляные» краски из экономии. По «Нормам расходования полиграфических материалов» для печати 1 тыс. многокрасочных оттисков формата А1 в среднем требуется чуть более 200 г на секцию. Может, не там экономим? Дальновидный заказчик оценит преимущества и в качестве, и сроках выполнения заказа УФ - красками и (может быть) оплатит разницу. Ведь он сегодня тоже старается не экономить, а зарабатывать и тогда предприятие получит возможность изготовить «лишние» заказы, заработав совсем не «лишние» деньги.
 
Резина для Вашей машины

Например, на фоновой заливке текущего заказа упаковки пропечатывается штриховой логотип заказа предыдущего. Дефект, скорее всего, следует искать на офсетной резине и лучше ее поменять. Печатник не всегда виноват в том, что «передавил», - иначе на упаковочном картоне штрих не пропечатать. Декель жесткий, что «вообще» хорошо. Суммарная толщина, скажем, 2,3 мм. При этом сама резина – 1,95 мм. Можно ли его сделать полужестким, что было бы хорошо для описываемого случая? Можно - взять офсетную резину 1,7 мм и поддекельную – 0,65 мм; обе присутствуют в ассортименте торгующих в России фирм. Но – минимальный объем поставки резины 0,65мм – от 104 м2 (мне когда-то считали – получилось – вагон). И вот, заказ или «ушел», или его себестоимость отягощается стоимостью комплекта «задавленных» (УФ!) резин, плюс машинное время на их замену.

Что ли, нет других поддекельных? Есть – «черная», 1мм, еще с «эры» Hamada. Но суммарная толщина декеля получается под 3 мм. И это в сегодняшних реалиях ограничивает круг поставщиков полиграфического оборудования, точнее, ориентирует на «японцев». Но и не исключает теоретического варианта (1,7+0,65)мм.

Источник - "Журнал Компью-Арт" №6, 2012г
Автор - С.А. Сергеев
 
Поделиться ссылкой