Газетные реалии и тенденции

15 ноября 2012
Газетные реалии и тенденции

На Информационно-практической конференции «Издатель и Полиграфист. Диалоги о газетном бизнесе», которая прошла 26-28 сентября в Казани (Россия), Сергей Чернявский, украинский медиа-эксперт, рассказал о реалиях и тенденциях газетного бизнеса.

Этапы кризиса

Эксперт начал с того, что «жизнь до кризиса была хороша»: увеличивались объемы выдаваемых кредитов, стоимость размещения рекламы в печатных СМИ и типографских услуг. «Но пришел кризис, и мир стал другим». В целом, кризис на рынке прессы проходил в несколько этапов (см. рис. 1). Но даже несмотря на оживание отрасли, все равно все сложно и тревожно: рост рекламного рынка в прессе не превышает 10%, усилилась конкуренция между изданиями за долю рынка, при этом все больше доходов уходит в онлайн.

Тенденции рынка

  1. В России и Украине от 15 до 20% изданий являются прибыльными. При этом большинство из этих изданий приходится на региональную прессу. Это связано, прежде всего, с тем, что издается большое количество национальных газет, с непонятным позиционированием. Доходы от рекламы не могут компенсировать рост цен на полиграфию и падение доходов от розницы, подписки и рекламы по сравнению с 2008 годом.
  2. В региональных изданиях наблюдается рост рекламы национальных предприятий, в то же время сокращается количество местных рекламодателей.
  3. Наблюдается рост доходов от рекламных вложений в издания на уровне 10%.
  4. Пережив кризис 2008, в 2009 году отрасль сократилась за счет закрытия газет, но при этом произошел рост количества журналов. По данным УАИПП, всего издавалось 4157 наименований (2347 газет, 1810 журналов).
  5. Перестают издаваться ежедневные газеты: в 2007 году выходило 53 издания, из них три бесплатных, а в 2011 году – 35, бесплатных не осталось.
  6. Сокращение количества выписываемых изданий по причине снижения доходов населения, роста стоимости подписных изданий, увеличения количества разбитых почтовых ящиков (сейчас в Украине более 25% разбитых ящиков не пригодны для доставки корреспонденции), сокращения количества жителей Украины.
  7. Издатели, которые требуют, чтобы дистрибьюторы выкупали у них тираж по предоплате, имеют большее падение тиража, чем те, которые дают возможность оплаты после реализации и допускают 20-30% списания.
  8. В регионах местная/региональная пресса имеет меньшее снижение тиража, чем национальные издания в связи с тем, что все больше людей приобретают только местные издания, поскольку их интересуют локальные новости, а национальные они могут узнать с помощью ТВ и Интернета.
  9. Незначительно растет (менее 1% от общего тиража) подписка через Интернет и на Интернет-версии издания.

Читать публикацию полностью...

Вложенные файлы:
 
Поделиться ссылкой