Состояние европейского рынка печати

10 ноября 2014
Состояние европейского рынка печати

Smithers Pira рассматривает состояние европейской полиграфической индустрии, в частности тенденции развития различного печатного оборудования и процессов.

Печатное оборудование

Поставщики традиционного печатного оборудования во всей Европе продолжают подвергаться серьезным испытаниям. Инвестиции в офсетную технику по-прежнему снижаются, и примеров крупных вложений в рулонную офсетную печать мало. Но есть и исключения: продажи оборудования для флексографской и глубокой печати оказались в лучшем положении благодаря росту производства упаковки. Правда продажи оборудования для глубокой печати все еще остаются низкими.

С другой стороны, цифровая печать была объектом крупных инвестиций и в сравнении с другими секторами осталась на плаву. Ведущие немецкие производители оборудования оказались среди тех, кто стремился примкнуть к компании Landa и ее новой нанографической технологии для цифровой и офсетной печати. До начала полномасштабной коммерциализации трудно оценить влияние технологии Landa, хотя в следующие пять лет и ожидается устойчивый рост продаж цифрового печатного оборудования в целом. При этом особенно прогрессирует оборудование для струйной печати.

В целом ожидается, что в период 2013-2018 гг. продажи печатного оборудования в реальном исчислении будут расти лишь на 0,2% в год и достигнут 5,20 млрд. евро. Объем аналоговой печати, за исключением упаковки, во всем мире будет падать на 9,5%, при этом ожидается сокращение на 34,7% в постоянных величинах. Между тем, цифровая печать занимает все большую долю. Доля цифровой печати на всем рынке в постоянных величинах вырастет вдвое – с 9,5% в 2008 г. до 19,7% в 2018 г.

Процессы печати

Ситуация выглядит схожей для ряда печатных процессов. Объем производства листовой офсетной печати в прошлом году снизился приблизительно на 2% до 35,7 млрд. евро. Однако она остается единственным крупнейшим сектором рынка, хотя вероятно, что в ближайшем будущем это положение займет флексографская печать. Это связано с более высокой долей комбинирования, лежащего в основе растущей категории упаковки, в сравнении с сокращающимся сектором книжно-журнальной печати.

Такое сокращение графической печати, вероятно, наиболее сильно в дальнейшем будет ощущаться в сфере рулонного офсета, которая пострадала от падения спроса на печатные каталоги, газеты и журналы, где положение рулонной офсетной печати традиционно было особенно прочным. Согласно прогнозам, доходы от рулонной печати без сушки в течение следующих пяти лет должны упасть на 30%, а доходы от печати с горячей сушкой за тот же период сократятся на 20%. Это вытекает из предполагаемого падения в 2013 г. объемов производства соответствующих процессов на 7,4%. Подобным же образом и трафаретная, и высокая печать продолжат терять долю рынка. В то же время объем производства флексографской печати в реальном выражении будет расти медленно, что объясняется довольно слабым спросом на печать на картонных коробках в Западной Европе. Это в какой-то степени вызвано сдвигом на восток в основных зонах производства.

Как указано выше, более быстрый рост будет наблюдаться в цифровой печати, особенно струйной. В некоторых областях струйная печать стремится увеличить свою долю за счет электрофотографии – лазерная печать поверх предварительной офсетной печати в транзакционной и прямой почтовой рекламе все чаще заменяется многокрасочной струйной печатью в один прогон, хотя и ожидается рост объемов электрофотографической печати. Вероятно, в основном определяющим фактором роста будет создаваемая ценность. Ожидается, что в следующие пять лет объем производства струйной печати в общей сложности вырастет в неизменных ценах на две трети, до 13,7 млрд. евро, при этом объем электрофотографии покажет рост в 23%, до 19,7 млрд. евро.

Что дальше?

За последний год произошло мало изменений в состоянии полиграфической промышленности. К несчастью для поставщиков печатной продукции, общее улучшение экономики не оказало значительного влияния на спрос на печать в Европе, большая часть потерь, выраженных в объемах печатной продукции, не будет возвращена. Такое трудное положение на рынке ведет к снижению инвестиций в традиционное печатное оборудование, и похоже, что наиболее выгодным действием будет частично перейти на технологии цифровой печати. Таким образом, компании должны искать новые способы ведения бизнеса, ориентируясь на переход к меньшим тиражам и большему объему печатных работ, инвестируя в удаленную публикацию с использованием интернета (печать web-to-print) и другие подобные системы поддержки бизнеса. Мы видим структурные изменения, движимые поведением потребителей и растущей конкуренцией со стороны альтернативных средств информации во все более сложном мире коммуникаций. Связь между спросом на печатную продукцию и ВВП была нарушена в 1990-е годы, и маловероятно, что она возобновится. Печать должна демонстрировать эффективность; если ей это удастся, ее будут использовать, но если нет, то не будут.

В некоторых случаях переход на цифровую печать заставил компании изучить возможности проникновения на рынок упаковки. Переход от печатной продукции к цифровой привел к тому, что поставщики всевозможного оборудования стали задумываться о завоевании позиций в упаковке. В то время как в настоящий момент цифровая печать сама занимает лишь небольшую долю в производстве упаковки, если исключить такие сектора, как этикетка и материалы для изготовления торговых дисплеев из гофрированного картона. Нет сомнения, что основные участники рынка цифрового оборудования рассматривают упаковку как новую сферу деятельности в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Однако в течение следующих пяти лет рост производства печати будет ограничиваться упаковкой и этикеткой в целом, а также более краткосрочными печатными заказами, выполняемыми с использованием цифровой электрофотографии или струйной печати. Традиционная графическая печать продолжит оставаться под давлением, поскольку объемы печати повсеместно падают, что приведет к дальнейшей консолидации в рамках отрасли, так как традиционные бизнес-модели, которые используются более мелкие типографии, находятся под угрозой. Однако у традиционной печати есть возможность расширения областей применения.

Источник: отчет Smithers Pira «Будущее мировой упаковки на период до 2018 г.»

 
Поделиться ссылкой