Горячо прижимая

14 июля 2016
Горячо прижимая

Горячее ламинирование — одна из самых распространённых отделочных операций. Но на обновления в этой сфере обращают внимание гораздо реже, чем на новые печатные машины. Между тем прогресс, пусть и не столь очевидный, наблюдается и здесь.

Главные цели ламинирования — защитить готовое изделие от неблагоприятных внешних воздействий и облагородить его. Разумеется, есть материалы, которые устойчивы к агрессивной среде или же декоративны сами по себе, но подавляющий объём полиграфической продукции делается пока что из обычной бумаги, а она не отличается устойчивостью к влаге, загрязнениям и механическим повреждениям. Некоторые виды плёнок специально выпускаются с т. н. «световым барьером» — с защитой от УФ-излучения, которое особенно губительно действует на краски и материалы.

Среди изделий, подвергаемых ламинации, — обложки книг, брошюр, папки, упаковка, пакеты. Также защиты порой требуют объявления, плакаты, меню.

На большинстве полиграфических предприятий прижился метод горячего ламинирования: плёнка покупается в готовом для нанесения на бумагу виде, с клеевым слоем, чувствительным к температуре и давлению.

Материалы

Свойства покрытия будут, естественно, зависеть от того, какой материал использован при изготовлении плёнки.

Полипропилен (РР): плёнка из него получается эластичной, устойчивой к механическим воздействиям, хорошо фальцуется. Среди других достоинств этого материала — отсутствие запаха и токсичности, стойкость к перепадам температуры и химическим реагентам. Такую плёнку часто применяют для книжных обложек, упаковки.

Полиэтилентерэфталат (ПЭТ или polyethylene terephthalate, РЕТ): по-русски правильно именуется полиэфиром (polyester), но продакт-менеджеры частенько называют его полиэстером. Очень высокий диапазон толщин — 25–375 мкм. Отличается хорошей прозрачностью, прочностью. Применяется для упаковки, плакатов, пакетов.

Поливинилхлорид (PVC): плёнка эластична, часто имеет текстурированную поверхность.

Рулон или «конверт»

Существует два вида ламинаторов: рулонные и пакетные. Последние чаще всего используются в офисах либо печатных салонах. Если с рулонными принцип работы ясен из названия, то для пакетных используются т. н. «конверты» — обрезанные под определённый формат листы плёнки, попарно спаянные по короткой стороне. Формат подбирают таким образом, чтобы документ был немного меньше плёнки.

Плёнка для пакетных ламинаторов обычно гораздо толще, чем для рулонного ламинирования, — до 250 мкм. Объясняется это тем, что в пакетном ламинаторе она не натягивается, как в рулонном, и если бы «конверт» был сделан из тонкой плёнки, то при ламинировании получалась бы морщинистая поверхность.

Блеск, стиль, красота

По потребительским качествам плёнки делятся на классы по различным признакам: глянцевость и матовость, толщина, особые свойства.

Глянцевая плёнка не только защищает поверхность бумаги и делает её блестящей (как раз блеск многих раздражает — если на данном изделии много текста, могут даже возникнуть проблемы с читаемостью), но и делает цвета ярче, «глубже».

Матовая, в свою очередь, делает картинку не такой яркой, но многим нравится за «стильный» вид, придаваемый продукции. Также многие считают, что изделия под матовой плёнкой более приятны на ощупь. Наконец, на матовой плёнке можно писать шариковой ручкой.

Плёнки с текстурой имеют предварительно нанесённый рельеф. Одни из самых частых — «лён», «кожа», «песок». Среди других преимуществ такого декора — на поверхности текстурированной плёнки гораздо менее заметны небольшие царапины, потёртости, дефекты при ламинировании. И при этом такие плёнки придают изделию «дорогой» вид. К сожалению, полиграфистам этот эффект заметен лучше других: цена у тестурных плёнок гораздо выше, чем у обычных, с гладкой поверхностью.

Но рельефную поверхность заламинированного изделия можно получить и без специальной плёнки, если в типографии есть ламинатор со сменяемыми текстурированными валами. В этом случае, заплатив один раз за дополнительный вал с текстурой, потом можно пользоваться обычной плёнкой. Надо учитывать, что чем толще (и, следовательно, дороже) плёнка, тем более выраженным будет эффект при использовании вала с текстурой.

Тенденции продаж

Наблюдаемые тенденции связаны в основном со стремлением клиентов к экономии.

Во-первых, очевиден переход на более тонкие (следовательно — более дешёвые) плёнки. Продукция, качественно покрытая более тонкой плёнкой, внешне выглядит не хуже. Конечно, могут быть случаи, когда толщина плёнки критична — например, для упаковки, да и обложка книги в мягком переплёте будет по-разному эксплуатироваться в зависимости от толщины ламината.

Во-вторых, всё больше клиентов предпочитает плёнки на основе полипропилена (РР) вместо плёнок на основе полиэфира (РЕТ) в силу, опять же, меньшей стоимости. Относится это и к плёнкам с усиленным клеевым слоем для цифровой печати.

Вообще, что касается плёнок для цифровой печати, то их доля в общем объёме продаж осталась прежней. Хотя общепризнано, что доля цифровой печати растёт, но владельцы ЦПМ всё чаще обходятся обычными плёнками, поскольку приобретают более дорогие ламинаторы промышленного уровня. Это оборудование позволяет во многих случаях избежать использования более дорогой плёнки — в основном, за счёт более высокого давления вала на плёнку. Также происходит и эволюция тонеров: их разработчики учитывают, среди прочего, и свойства отпечатка при финишных операциях.

Несмотря на кризис, увеличилась доля продаж плёнок для создания спецэффектов: выборочного ламинирования, голографирования и фольгирования. Возможно, это связано с тем, что клиенты пытаются предложить заказчикам как можно более эксклюзивный продукт. Обычной ламинацией уже никого не удивишь, требуются интересные эффекты, которые зацепили бы конечного потребителя.

Заключение

Тенденции продаж плёнок для горячего ламинирования говорят сами за себя: потребители и полиграфисты пытаются сэкономить на массовых тиражах, которых, впрочем, становится всё меньше.

На цифровой продукции столь острой нужды в экономии нет, это пока что развивающийся сектор рынка, но стремление сделать производство рентабельнее заставляет вкладываться в более дорогое оборудование, позволяющее сэкономить на плёнке.

При всём этом производители продолжают совершенствовать свои продукты, пытаясь найти новые ответы на запросы отрасли.

По материалам журнала Publish

 
Поделиться ссылкой