Итоги года

27 декабря 2013
Итоги года

Туманное будущее – пожалуй, именно это словосочетание четче всего характеризует ожидания рынка от 2014 года. Но прошедший год был по-своему безоблачным – сферы полиграфии в разной степени развивались, по крайней мере, на уровне экспериментов, а нехватку крупных проектов компенсировали солидные отраслевые события и интересные технологические инновации производителей оборудования.

Газета: бюджеты бегут в онлайн

В этом году газетная отрасль во многих регионах мира чувствовала себя лучше, чем в 2012 году. Но тенденция потери газетами доходов от печатной рекламы сохранилась, и нет оснований предполагать, что это изменится в будущем. 2013 год для газетной отрасли стал годом экспериментов, и не все они были удачными. По-прежнему не сдают позиций рекламные вкладки в воскресные выпуски, цифровые маркетинговые услуги, акции и в целом спонсорство, а также печать на заказ. Самым большим фактором роста доходов, как ожидается, станет цифровая подписка, особенно в пакете с печатной версией. Продолжается захват «территории» мобильными платформами: число пользователей уже огромно и продолжает расти, но без сопутствующего роста доходов. Но это пока – улучшение условий доступа к Интернету и проникновение в мобильные устройства рекламы может существенно изменить картину.

Что касается повального закрытия газет – эта тенденция может ослабиться, но сохранится, в связи с продолжающимся падением доходов от тиража и рекламы. Еженедельники будут чувствовать себя более уверенно – на их стороне эксклюзивность, а ежедневные газеты, исходя из ряда версий, могут склоняться в сторону схемы «трижды в неделю».

Интересная тенденция замечена в странах Азии – крупные издательства диверсифицируют бизнес и переключаются на радио и телеканалы. Такие прецеденты наблюдаются, например, в Индии и Малайзии. Диверсифицированная база доходов позволила издательствам сохранить долю в рекламных доходах.

Согласно прогнозам, к 2017 г. ведущим сектором полиграфии останется с большим отрывом производство упаковки и этикеток с оборотом примерно 75 млрд.
евро. В большинстве остальных секторов ожидается снижение оборотов. В ближайшем будущем многие специалисты ожидают дальнейшего обострения конкуренции, снижения объемов производства и ужесточения конкурентной борьбы с другими источниками информации.

Украинский тренд последних трех лет – увеличение бюджетов на региональную прессу. Несмотря на то, что многие издатели сделали цифровые версии, существенного дохода это пока не приносит.

Вывод: выживут две группы игроков – либо самые крупные, либо маленькие, очень гибкие и целенаправленные. По-прежнему актуален поиск правильной цифровой бизнес-модели.

Офсет: производительность по-прежнему в моде

Да, «цифра» наступает, причем явно не собирается сдавать позиций в этом наступлении, но высокая производительность офсетной печати по-прежнему в моде. «Новый офсет» – так называют тенденцию улучшения качества офсетного оборудования, во многом спровоцированную конкуренцией с «цифрой» (нет худа без добра). То есть – растет качество офсетного оборудования, его функциональность и степень автоматизации, и при этом сохраняются основные преимущества этого вида печати – стабильность, надежность, производительность, сравнительная доступность. Сокращение времени переналадки и отходов, появление новых возможностей (таких как, например, тиснение холодной фольгой в линию) дает основание предполагать, что в Багдаде офсетной печати если и не все спокойно, то далеко не критично.

Вывод: одна новая офсетная машина может не только заменить две старых, но и предложить возможности, о которых типографии раньше не смели даже мечтать. Инновации необходимы – вопрос лишь в том, как быстро тот или иной рынок сможет себе их позволить.


Книги: в погоне за перенасыщенностью

Резвость электронных изданий отразилась и на книжной продукции. В целом, в книгоиздании наблюдается увеличение количества наименований книг и, соответственно, их авторов. Принято
считать, что люди всегда будут хотеть взять в руки хорошую книгу. Но Интернет облегчает убликацию изданий, что приводит к проникновению в книжные ряды литературы самого разного свойства.

Патрик Мартелл, глава издательства StIves Group (Великобритания) и новый президент Iрех: «Чем более цифровым будет мир, тем активней будут увеличиваться потребность и желание в материальных объектах. Будущее индустрии не в самостоятельном продукте, а в комплексе средств, благодаря которым владелец торговой марки сможет поставлять информацию покупателю».

«Перепроизводство» – именно это слово можно довольно часто услышать, когда речь заходит о
печати книг. Отсюда и падение тиражей, как его закономерный результат. Естественно, что при
сокращающихся тиражах книжные издания становятся дороже и главным резервом для выживания типографий остается борьба за снижение издержек.

В Европе перенасыщенность наблюдается уже давно – страны СНГ вовсю ее догоняют. Балтий-
ские страны показывают значительный рост в секторе книжного производства в отличие отсталь-
ной Европы и России. В настоящее время западным европейцам выгодно печатать книги в странах Балтии, в частности в Латвии.

Они, конечно, смотрят и в сторону далекого Китая, однако многих не устраивают сроки поставок.

Вывод: преобладание качественной книжной продукции с различными видами отделки по-прежнему актуально, так как дешевые книги в мягкой обложке убегают в Интернет. Книги все
чаще покупают в подарок.


Пластины: интересные технологические решения

В настоящее время фирмыпроизводители пластин соревнуются в инновационных решениях.
Прекрасным примером этого утверждения может быть пластина AGFA :Energy Elite. Она отличается высокой тиражетойкостью: без обжига выдерживает тираж до 350 тыс. оттисков даже в сложных условиях производства, а при работе с УФ-красками держит тираж до 100 тыс. У :Energy Elite на поверхности печатного слоя находится плохо растворимый тонкий слой, который стабилизирует размеры растровой точки. В результате эти пластины, с одной стороны, обладают достаточно высокой стабильностью и широкими интервалами обработки, с другой – совершенно не подвержены тенению.

Вывод: в ответ на все усиливающуюся конкуренцию лидирующие производители предлагают полиграфистам все более интересные технологические решения.


Цифра: мирное сосуществование с офсетом

Линия фронта между цифровой и офсетной печатью постепенно стирается – оба способа, похоже, предпочитают мирное сосуществование. Основной упор здесь делается в основном на финиш: новички на цифровом рынке быстро осознают необходимость покупки цифровой отделочной техники. Ее преимущества перед офсетным финишем: переменное клеевое бесшвейное скрепление со штрихкодами, проверка блока на соответствие обложки тексту для персонализированных брошюр, быстрая приладка. Послепечатная техника для офсета рассчитана на более крупные тиражи, а не на серию малыхтиражей, являющихся основой цифровой печати, поэтому на приладку такого оборудования уходит слишком много времени.
Тогда как, например, автоматическая биговальная машина Morgana AutoСreaser Pro 33 работает в 10 раз быстрее, чем тигельный пресс, при этом здесь существует возможность сохранения повторяющихся заданий в памяти.

Вывод: цифровое оборудование продолжает активный захват позиций на рынке, однако скорее
в нишевых зонах, таких, как, например, производство фотобуков, чем в традиционных отраслях.


Флексо: самый растущий рынок

Рынок упаковки в настоящее время стал одним из крупнейших, динамично развивающихся секторов экономики. Всемирная организация упаковщиков (WPO) относит его к десяти крупнейших в мире. В кризисный и послекризисный период в сфере упаковки произошли значительные структурные и качественные изменения. Многие компаниипотребители пересмотрели свое отношение к упаковке, стремясь снизить затраты на нее. Это в значительной степени повлияло на качество применяемых в упаковочном производстве сырьевых материалов, снизило требования к дизайну.

Еще одной важной тенденцией, характеризующей современное состояние отечественной индустрии упаковки, стало укрупнение производства и его интеграция. Все большее число предприятий расширяет технологии, используемые в своей деятельности, стараясь охватить весь цикл изготовления упаковки. Это, в частности, позволяет привлечь дополнительные нвестиции в развитие производства.

В развитых странах, таких как США, прогнозируется увеличение спроса на «зеленую» упаковку (содержащую переработанный материал либо перерабатываемую или разлагаемую).

Вывод: упаковочные предприятия стараются оснащаться самым современным оборудованием,
располагающим всеми средствами контроля качества используемого сырья и готовой родукции.

 

Можно спокойно трудиться дальше

Дмитрий Ремизов,

гендиректор «ВМГ» (Россия):

«Что же нас ждет впереди? Я думаю, ничего принципиально нового и, что вremizovmhn62013ажно, ничего ринципиально страшного. Ежедневные издания уже и так отсутствуют в большинстве регионов России, особенно в небольших городах. Местная же пресса чувствует себя неплохо, причем не только в России, но и по всему миру.
В технологии газетной печати также никаких революций не предвидится. Различные виды цифровой печати, демонстрировавшиеся последние десять лет на полиграфических выставках, пока не заняли сколько-нибудь существенной ниши, измерявшейся хотя бы 1% от общего производства. Видимо, газета – это тот продукт, где традиционный офсет наиболее конкурентен. Тиражи газетных изданий велики – от тысяч до миллионов. Но даже одна тысяча – многовато для цифровой печати.

Как мне кажется, можно поздравить тех, кто сейчас активно работает на рынке газетной печати. Доля рынка есть, а революции так и не случились. Можно спокойно трудиться и дальше».

Источник: MacHOUSE NEWS, №6 2013

 
Поделиться ссылкой