Психофизиологическое восприятие цвета человеком

24 ноября 2015
Психофизиологическое восприятие цвета человеком

Известно, что особенности человеческого зрения в целом и цветовоспроизведения в частности еще до конца не изучены. Человеческий глаз  очень сложный при­бор, и механизмы его функционирования до конца не по­няты и уж тем более не смоделированы. Поэтому в одних условиях глаз видит один цвет, в других условиях  дру­гой, причем на самом деле с точки зрения измерительных приборов это будет один и тот же цвет.

Посмотрите на рис. 1 справа: зеленые плашки в колонке а и б разные по цвету и насыщенности. Аналогично колонки в и г также разные по насыщенности. Так их видит глаз. При этом на самом деле с точки зрения колориметрии плашки аи бодинаковые, так же как и плашки в и г. Но в зависимости от того, что находится вокруг них, глазом они воспринимаются по-разному.

color1

Рис. 1. Визуальное различие одинаковых цветовых плашек из-из особенностей
восприятия цвета при различном окружающем контрасте

Еще сложнее человеку с так называемой цветовой памятью. Когда глазами человек сравнивает два изображения, ему приходится сначала смотреть на одно из них, потом на другое. И, к сожалению, цветовая память у большинства людей неточная. Кажется, что хорошо запомнил тот цвет, который сравниваешь, но на самом деле это далеко не всегда так. На рис. 2 приведен пример с голубой плашкой. Далеко не все сходу могут выбрать правильную плашку из большого количества справа. Во всяком случае, эксперимент, проведенный в условиях редакции, показал, что вероятность правильного выбора близка к случайной. Большинство выбрали неправильные плашки. Более того, если продолжить эксперимент и предложить запомнить цвет и потом его выбрать из предложенных вариантов, даже без «мешающих цветов», вероятность ошибки все равно намного больше, чем вероятность угадывания. И это у тех людей, у которых в целом нормальное цветовое зрение. А есть еще и те, у кого есть определенные нарушения цветовосприятия. Речь идет не о полном дальтонизме (невозможности различать цвет), а о незначительных отклонениях в цветовосприятии, невозможности различать цветовые нюансы или о сложностях восприятия отдельных цветов (чаще всего путают оттенки красного и зеленого).

color2

Рис. 2. Справа есть плашка точно такого же цвета, как и слева. Попробуйте ее найти.
Здесь корректной оценке также мешают окружающий контрастный фон

otvet

 
А еще есть влияние источников света на цветопередачу, и оно также индивидуально. Таким образом, можно говорить о том, что построить идеальную систему цвето-пробы, при которой какие-то ее составляющие отличаются друг от друга, нереально. Отличия все равно будут. По сути, наиболее эффективной может считаться проба на печатной машине – оттиск, полученный на той же бумаге, теми же красками, на той печатной машине, в тех же условиях печати. Именно поэтому приезд заказчика на тираж – по-прежнему частое явление. Только в этом случае можно более или менее говорить о том, что заказчик получит то, что хочет (хотя и здесь есть подводный камень: оттиск свежий и оттиск высохший выглядят по-разному). Впрочем, отсутствие возможности корректного визуального восприятия говорит о том, что и метод «приезда на приладку» решает задачу лишь частично. Нужны машинные, приборные методы контроля.

 
Поделиться ссылкой


 
Читайте также