Технологические тенденции в печати упаковки

Технологические тенденции в печати упаковки

На конференции «Полиграфия для упаковочной индустрии», которая прошла в рамках выставки ПакЭкспо 2013, состоялась полиграфическая дуэль «ОФСЕТ против ФЛЕКСО». Михаил Онищенко, директор по продажам MacHOUSE, рассказал об актуальных тенденциях в упаковочной отрасли, как с точки зрения офсетной, так и флексопечати.

«Этот доклад сделан не на базе того, что предлагает наша компания, то есть это не рекламное выступление – я постарался сделать анализ ситуации на рынке, опираясь на собственные наблюдения, а также на результаты общения с производителями упаковки», - отметил Михаил в начале своего выступления.
Офсетная печать

В офсетной печати доминирующую роль, в отличие от флексографской, играет печатная машина (тогда как в флексографии основное – это материал, который запечатывается, его физико-химические свойства и, конечно, качественная подготовка макета, без которой сложно получить необходимый результат даже на самом хорошем оборудовании). В офсете же в основном от печатной машины зависит скорость и качество, все остальное не менее важно, но все-таки не доминирует – поэтому в большинстве типографий при печати упаковки офсетным способом стараются выжать качество именно из печатной машины.
Можно выделить две основные тенденции в офсетной печати упаковки: оптимизация издержек и создание прибавочной стоимости путем повышения автоматизации оборудования. Оптимизировать издержки помогают следующие технологии: бесспиртовая печать, допечатная подготовка, системы контроля качества, автоматизация рутинных процессов.
Онищенко МихаилБесспиртовая печать обладает рядом преимуществ, таких как сокращение расходов на спиртосодержащее увлажнение и на утилизацию, но у нее есть и недостатки, например, необходимость использования другого покрытия валов и более сложный технологический процесс в целом. Этот вид печати особенно популярен в Европе, ему отдают предпочтение как из соображения экономии, так и экологии. По словам Михаила, здесь часто можно встретить машины, которые работают фактически на воде со специальными добавками, и, даже несмотря на то, что вода, в отличие от спирта, создает дополнительные трудности для достижения стабильной «пленки» увлажнения, успешно используют этот метод.

Если говорить о допечатной подготовке, то это, прежде всего, стандартизация подготовки макетов, калибровка цветовых кривых с учетом всего технологического процесса, под конкретные материалы, а также передача всех преднастроек на печатную машину. Преимущества здесь очевидны – это и сокращение времени на первую приладку, и снижение макулатурных листов. Единственный минус – значительное время на первичную настройку процесса. Михаил отмечает, что в Украине чуть ли не половина типографий еще не до конца осознала важность допечатной подготовки, пытаясь решить все проблемы на машине путем накручивания красочных ножей, изменения натиска и подачи увлажнения, вплоть до полного изменения того, что изначально выведено на пластине. Тогда как избежать большинства проблем можно еще на этапе допечатной подготовки, в итоге получив пластину, с которой сразу после раската краски получается практически точное «попадание в цвет». 

Если раньше зарабатывающим фактором была печать, то сейчас на печати заработать сложно. На плаву остаются те, кто может предложить эксклюзивные услуги. Здесь на помощь приходят технологии создания прибавочной стоимости: дополнительные виды отделки в линию, замена некоторых видов классической отделки, технологии по увеличению автоматизации (полуавтоматическая и автоматическая смена форм, автоматическая смена стапеля на приемке и самонакладе, специальные системы контроля качества и т.д.).

В этой связи интересной технологий может быть припрессовка фольги в линию (как альтернатива горячему тиснению), позволяющая печатать по фольге и получать фольгу абсолютно любого оттенка (см. рис. 1). Тогда как горячее тиснение образует рельеф, который сложно запечатать с высоким качеством с применением любой технологии, холодное тиснение идеально подходит для плоской печати, более того, современные модули холодного тиснения в линию позволяют печатать с припрессовкой фольги на максимальных скоростях. Технология довольно проста: в одной секции печатной машины наносится специальный клей (по тому же принципу, что и краска), а во второй секции происходит припрессовка фольги на участках с нанесенным клеем. Качество припрессовки при этом настолько высокое, что можно фольгой «печатать» картины. После фольгирования осуществляется стандартная офсетная печать.
 
 
 
Структура холодной фольги
Рис. 1.  Структура холодной фольги
 
Среди других технологий создания добавочной стоимости: лакирование в линию и печать по пластику.
«С точки зрения качества на данном этапе нет ничего лучше офсета. Ни одна другая технология пока не может достичь офсетного качества. Глубокая печать где-то рядом, но это немного другой сегмент», - резюмировал Михаил Онищенко.
Гибкая упаковка

Несмотря на все преимущества офсета, не стоит недооценивать возможности классической печати по гибким материалам. В развивающихся странах, в том числе, и в Украине, это направление сегодня движется семимильными шагами, по ряду объективных факторов: демократичная стоимость, возможность отказаться от конечной упаковки (картонной коробки), дополнительные потребительские свойства (защита продукта). На развитых рынках гибкая упаковка уже давно занимает почетное место, сегодня здесь активно работают над ее усовершенствованием, внедряя разнообразные технологии:
  • поглощающие материалы;
  • вкладки, помещаемые внутрь упаковок и замещающие кислород;
  • системы, изменяющие цвет, в зависимости от условий;
  • материалы со специальными барьерными свойствами;
  • добавление наночастиц в молекулу полимера для создания материалов с выборочными барьерными свойствами.
В целом, объем мирового рынка потребления гибкой упаковки в 2011 г. оценивается в 58,3 млрд. долл. Прогнозируется, что он будет расти в среднем на 4,1% в год и к 2016 г. достигнет отметки в 71,3 млрд. Азия в 2011 г. показала рост 29,1%, ожидаемые среднегодовые темпы роста в этом регионе до 2016 г. составляют 7,9%. Наиболее быстрорастущими рынками потребления гибкой упаковки являются Индия и Китай. Почти три четверти глобального производства и потребления гибкой упаковки в 2011 г. приходится на продовольственные товары. Важнейшая роль здесь принадлежит мясу, птице и рыбе, за ними следуют кондитерские и хлебобулочные изделия.

По прогнозам, в 2016 году западная Европа покажет рост в сегменте гибкой упаковки с сегодняшних $18,5 млрд. до $20,7 млрд., с 4,9 млн. тонн до 5,3 млн. тонн. Рост в Северной Америке составит 2,4% и достигнет $14,8 млрд., 4,1 млн. тонн (с сегодняшних 3,7 млн.), в Европе – с 4,9 млн. тонн до 5,3 млн. тонн. В Азии ожидается рост на 50%, достигнув 7,6 млн. тонн (рост на 6,1% ежегодно с $18,3 млрд. до $24,6 млрд.).

При этом пищевые продукты и напитки обеспечат 75% мирового потребления, 22,7 млн. тонн. Сегодня в гибкую полимерную упаковку пакуют в основном мясо, птицу и рыбу (3 млн. тонн), на втором месте – кондитерские (2 млн. тонн), на третьем – хлебобулочные изделия (меньше 2 млн. тонн).

Это очень динамичный рынок: ежегодно на мировом рынке появляется 300 тысяч новых продуктов и примерно 275 тысяч новых упаковок. Наибольшее количество новинок приходится на Европу (104 тысячи) и Азию (68 тысяч) (см. диаграмму 1).
 
Динамика развития рынка гибкой упаковки
Диаграмма 1. Динамика развития рынка гибкой упаковки
 
Инновационная упаковка: пластиковая упаковка для рыбных консервов, изготовленная по методу экструзии с использованием пленки для герметичного закрытия, стала первой пластиковой консервной банкой, подходящей для рыбных продуктов
Рис. 2. Инновационная упаковка: пластиковая упаковка для рыбных консервов,
изготовленная по методу экструзии с использованием пленки для герметичного закрытия,
стала первой пластиковой консервной банкой, подходящей для рыбных продуктов
 
 
В сегменте гибкой упаковки можно выделить следующие основные технологические тенденции:
- развитие материалов доминирует над развитием печатной технологии;
- экологизация материалов: переход на пленки на биологической основе (зависит от доступности смол на нефтяной основе);
- биоразлагаемая и компостируемая упаковочная пленка из целлюлозы;
- неперфорированные материалы с ограниченной газопроницаемостью по кислороду и двуокиси углерода;
- сокращение издержек на приладку (временных и технологических);
- смешение видов печати (офсет, флексо, глубокая, трафаретная);
- активные подвижки со стороны цифровых видов печати;
- оптимизация тракта роля для специфических нужд;
- загрузка и установка всех компонентов за считанные секунды;
- значительное снижение объема брака при запуске благодаря усовершенствованным печатным секциям.
В конце выступления Михаил отметил, что противостояния между флексографской и офсетной печатью не существует: оба способа печати по упаковке являются сегодня актуальными и рентабельными, каждый в своем секторе.
 
Поделиться ссылкой