Ситуация на рынке стеклянной упаковки

26 марта 2015
Ситуация на рынке стеклянной упаковки

Устойчивое положение стекла в секторе тары напитков для розничной торговли как второго по распространенности во всем мире вида упаковки для напитков после ПЭТ-бутылок главным образом связано с возможностью его многократного использования в ряде основных стран, таких как Китай и Германия. Обращаемые стеклянные бутылки должны показать рост в Китае и Мексике. Тем не менее проникновение на рынок современных розничных форматов, а также желание владельцев торговых марок разнообразить предлагаемый ассортимент и выделиться продолжают ставить под угрозу показатели стекла в сравнении с другими видами тары и упаковки. ПЭТ-бутылки и металлические банки для напитков, основные конкуренты стекла, часто представляют собой менее затратную альтернативу в качестве невозвратной тары.

В рамках мирового спроса на тару для напитков, продаваемых через розничную торговлю, в 2014 г. стеклянные бутылки сохранят привилегированное положение с объемом 263 млрд. единиц, вслед за типом упаковки номер один, ПЭТ-бутылками, с объемом 401 млрд. единиц. Ожидается, что к 2019 г. среднегодовые темпы роста (CAGR) стекла также вырастут на 2%. Но это все еще отличается от показателей CAGR в 5% для ПЭТ, 6% – для картонных пакетов для жидкостей и 3% – для ближайшего конкурента стекла – металлических банок для напитков.

Динамика развития стеклотары на мировом уровне главным образом связана с упрочившейся возможностью его возвращения в оборот в ряде стран. Система возврата делает стекло экономически эффективным – это основной коммерческий аргумент, так как это дает возможность конкурировать с более легкими вариантами упаковки, производство которых поэтому менее дорого. К этим вариантам в первую очередь относятся металлические банки для напитков в секторе пива и газированных напитков и ПЭТ-бутылки в сегменте газированных напитков.

Изменения в розничных продажах пива подрывают положение оборотной стеклотары

Возвращаемые в оборот стеклянные бутылки и прогнозы роста по отдельным странам

file1427355085

Источник: Euromonitor International

Помимо того, что в Китае ПЭТ-бутылки максимально упрочили свое положение, в период с 2014 по 2019 г. в этой стране также будет наблюдаться самый высокий спрос и перспективы роста для стеклянных бутылок в мировом секторе напитков. Как и в Германии и Мексике, третьем и четвертом крупнейших рынках стеклотары для напитков соответственно, оплотом стекла в Китае в основном является сектор пива. Помимо сокращения объемов продаж пива в Германии, магазины сниженных цен в этой стране все чаще выбирают металлические банки для напитков, особенно в связи с тем, что все больше приветствуется переработка отходов в противовес возврату тары. В довольно быстро развивающихся экономиках Китая и Мексики экспансия современных розничных форматов за счет традиционных торговых точек, таких как China Resources Enterprise Ltd в Китае и Wal-Mart Stores Inc в Мексике, представляет собой ощутимую угрозу оборотным стеклянным бутылкам и, следовательно, стеклу как виду тары. Помимо этого, китайские потребители также переходят с распространенных стеклянных бутылок объемом 500 и 600 мл для совместного потребления на более индивидуальные размеры емкостей, например, 330 мл, т.к. жестяные банки для напитков более конкурентоспособны с точки зрения цены.

Необходимость для производителей диверсификации упаковки в секторе безалкогольных напитков наносит дополнительный урон

В Индии и на Филиппинах, шестом и седьмом крупнейших рынках потребителей стеклянной тары для напитков соответственно, газированные напитки играют гораздо более важную роль с точки зрения спроса на стекло и дальнейшего развития. Как правило, в этих странах не настолько широко распространено потребление алкогольных напитков. Даже в большей степени, чем ситуация в розничной торговле, в этих странах причиной изменения положения в упаковке являются стратегические направления производителей, владельцев ведущих торговых марок Coca-Cola и PepsiCo. Хотя на Филиппинах стеклянные бутылки продемонстрируют существенное увеличение единичных объемов продаж, рост данного вида упаковки будет все еще отставать от роста ПЭТ-бутылок. В Юго-Восточной Азии Coca-Cola переносит акцент со стекла на ПЭТ, отчасти исходя из соображения, что можно избежать расходов, связанных с боем стеклотары, в то время как ПЭТ остается экономически выгодным при больших масштабах производства.

В Индии владельцы крупных брендов безалкогольных напитков разрабатывают варианты предложения сока в таре не из стекла, постепенно стимулируя даже более широкое использование ПЭТ.

В связи с тем что в таких странах, как Индонезия и Аргентина, ПЭТ-бутылки все чаще становятся оборотной тарой, поставщикам стеклянных бутылок потребуется поддерживать инновационную деятельность с целью повышения рентабельности, но также следует ориентироваться на дальнейшее укрепление потребительского восприятия стеклянной бутылки.

Автор: Карин Дюссимон (Karine Dussimon),
старший аналитик по упаковке Euromonitor International

 
Поделиться ссылкой


 
Читайте также