Картонная VS пластиковая упаковка

11 июля 2014
Картонная VS пластиковая упаковка

В последние десятилетия возрастает производство многих продуктов как потребительского типа так и непроизводственного. Наращивание производства настраивает рынки на прогресс, разработку новых технологий, определяет тенденции. Одним из ведущим необходимым рынком является рынок упаковки, однако стоит отметить, что он подвержен сильной классификации.

Было решено рассмотреть два рынка: рынок пластиковой и рынок картонной упаковки.

Таблица 1. Сравнительная таблица пластика и картона.

Признак Пластмасса Гофрокартон
Сфера применения • Упаковка продуктов питания, для промышленных продуктов и для хрупких предметов
• Блистерная упаковка для медикаментов
• Изделия наружной рекламы
• Формы для отливки тротуарной плитки
• Кабельная изоляция
• Изготовление одноразовой посуды
• Герметизирующие покрытия для окон
• Рукавные защитные оболочки для документов
• Упаковка продуктов питания
• Упаковка продуктов бытовой химии и косметики
• Упаковка посуды
• Упаковка обуви
• Упаковка канцелярских товаров
• Упаковка фармацевтической продукции
• Подарочная упаковка
• Упаковка мебель
• Упаковка бытовой и электротехники
• Упаковка строительных и отделочных материалов
• Упаковка полиграфической продукции
• Упаковка витринных стекол и зеркал
Срок службы Долговечен Может сохранять товарный вид в течение 50-70 лет
Практичность Ударопрочный, теплостойкий, гибкий Прочный (в зависимости от профиля гофрокартона)
Эстетичность Многообразие цветовых решений и форм упаковки.
Возможность нанесения любых логотипов и других товарных знаков
Упаковка из тонкого гофрированного листа обладает преимуществом в том, что ей можно придать любую форму и наносить красочную офсетную печать
Утилизация Возможна вторичная переработка пластмассы, что экологичнее утилизации путем сжигания.
Упаковка для пищевых продуктов экологически чиста и допускает вторичную переработку. Также некоторые полимеры, используемые в производстве пищевой упаковки, разлагаются, например, упаковки из вспененного полистирола полностью разлагаются в течении 5 лет.
Экологичный материал, при утилизации перерабатывается в макулатурное вторсырье
Перспективы Продолжится рост производства полимерной упаковки и замене традиционных видов упаковки (стекло, металл, картон).
Расширение розничных сетей, пунктов быстрого питания могут привести к увеличению спроса на упаковку из полимеров.
Рост производства картона будет продолжаться.
Удержание лидирующих позиций на рынке транспортной упаковки.
Рост пищевой промышленности будет способствовать увеличению спроса на гофротару (80% потребителей гофротары - предприятия пищевой промышленности).
Тенденции Высокая стоимость сырья - стирол дороже, чем мономеры, используемые для изготовления полипропилена и полиэтилена.
Развитие технологий (создание более экологически чистых продуктов, рост качества продукции)
Усиление ценовой конкуренции.
Увеличение качества продукции из гофрокартона.
Постепенное уменьшение доли продукции из гофрокартона в сторону упаковки из пластика.
Уменьшение массы упаковки.
Усложнение конструкции.
Увеличение доли продукции с важными для рынка свойствами: биозащитный, жиростойкий, влагостойкий и огнестойкий картон, картон с гидрофобными добавками
Преимущества Легкость, эстетичность внешнего вида, долговечность.
Гашение энергии удара при транспор-тировке, теплоизоляционные свойства, способность удерживает влагу.
Легкая формировка.
Низкая цена, поддержание температуру упакованного продукта в течение длительного времени, жиростойкость
Защита от механических повреждений при транспортировке
Абсолютная экологичность.
Удобство хранения и перевозки
Эргономичность упаковки.
Восстановление прежней формы после деформации
Низкая цена
Недостатки Упаковка из вспененного полистирола имеет большой объем - больше места занимает при транспортировке.
Трудно поддается обработке.
Некоторые полимерные соединения токсичны и могут использоваться только промышленности.
Недостаточная прочность некоторых профилей гофрокартона
Нет возможности транспортировать слишком тяжелые грузы.
Некоторые профили гофрокартона влагопроницаемы и газопроницаемы без специальной обработки

Проведя краткую сравнительную характеристику, можно приступать к более детальному описанию каждого типа продуктов.

Картонная тара и упаковка

Упаковка, производимая из картона, включает в себя несколько типов, исходя из спецификаций материала:

  • Немелованный
  • Мелованный
  • Литого мелования
  • Хром-эрзац картон
  • Хромокартон
  • Дуплексартон
  • Триплекскартон
  • Целлюлозный картон

Помимо этого, в зависимости от сорта картона меняется и совокупность потребительских свойств. Виды сортов:

  • Печатный
  • Жесткостный
  • Барьерный

Преимущество картонной упаковки заключается в ее универсальности: данную упаковку с одинаковым успехом используют как для пищевой, так и для другой продукции.

Значение слова «картон» происходит от итальянского слова «cartone» - твердый, жесткий.

Начало использования картона пришлось на XVI век – тогда его использовали для полиграфического производства как материал для обложки. Появление гофрированного картона было связано с необходимостью создания нового типа упаковочного материала, который мог бы обеспечить защиту товара об механических воздействий. Данный материал с момента его возникновения обретал все большую популярность. В дальнейшем картон стали активно использовать в строительстве, машино- и приборостроении, полиграфии, химической, легкой и пищевой промышленности, а также при производстве тары.

Материалы, применяемые для изготовления картона: тряпье и суррогаты (солома, механическая древесная масса, корье-дубло, мочала, а также – исписанная и печатная бумага).

Таблица 2. Маркировка картона при производстве

Тип маркировки Описание
SBB (SBS) Чистоцеллюлозный мелованный картон из белёной целлюлозы. Его применяют для изготовления упаковки дорогой парфюмерной, табачной и пищевой продукции.
SUB Чистоцеллюлозный мелованный картон из небелёной целлюлозы. Основная область применения: упаковка замороженных и охлаждённых продуктов, моющих средств, злаков, обуви, игрушек, кейсы для безалкогольных напитков и т. д.
FBB Коробочный картон или хром-эрзац, предназначенный для изготовления складной тары. Применяется в индустрии здоровья и красоты, кондитерской, фармацевтической и табачной промышленности, а также для упаковки замороженных или охлаждённых продуктов.
WLC Состоит из 3-4 слоев, содержащих не менее 60 % макулатурной массы. Из WLC картона изготавливают упаковку для замороженных или охлаждённых продуктов, злаков, обуви, игрушек и т. д. Данное сырье не допускается к непосредственному контакту с пищевыми продуктами.

Необходимо отметить, что производителям различных групп товаров очень выгодно налаживание собственного производства картона и тары из него, так как данное мероприятие позволяет существенно сократить издержки, связанные как с закупкой готового материала у партнеров, так и сопутствующие им транспортные расходы. Продукт прост в производстве, а также обладает очень полезным свойством – хорошей степенью экологичности, и в случае утилизации легко разлагается на макулатуру.

Рассмотрим количественные показатели картонной упаковки.

В рамках сегментирования производимой продукции при анализе объемов производства были рассмотрены следующие категории:

  • Картон тарный (крафт-лайнер) немелованный
  • Пачки (тара потребительская) из гофрированного картона
  • Пачки (тара потребительская) из негофрированного картона

Диаграмма 1. Производство картонной тары в России в тыс.тонн, 2012-2013гг.

file1404127069

Эти данные говорят о том, что производство упаковочного картона в нашей стране стабильно развивается, демонстрируя небольшой рост. Начиная с 2010 года темп прироста рынка возрастал, однако в 2013 году замедлился и начал возвращаться к показателям предыдущих годов. Развитие производства данной продукции неразрывно связано с развитием рынков применения данной продукции.

Пластиковая тара и упаковка

Пластиковая упаковка изготавливается из различных полимерных материалов, самыми распространенными из которых являются следующие:

  • Полипропилен
  • Полиэтилен
  • Полистирол
  • Поликарбонат

Рассмотрим историю некоторых полимерных соединений.

Впервые официальное упоминание полистирола, из которого изготавливается пластиковая упаковка, появляется в 1911 году, когда патент на его производство был зарегистрирован в Германии. Но дальнейшее налаживание производства было затруднено, так как у сырья была высокая стоимость. После использование полистирола во время войны, его производство получило мировое распространение.

Полипропилен был изобретен или создан или получен??? 60 лет назад в Германии, однако, в отличие от остальных полимерных соединений, массовое производство было налажено уже через 3 года после его открытия, в 1957 году. В настоящее время производится во многих странах, в том числе в России.

В современном мире продукты полимерных соединений (пластик/пластмасса) используются во многих сферах производства – в качестве кабельной изоляции, упаковки продуктов питания, упаковки для медикаментов, промышленных продуктов, формы для отливки тротуарной плитки и многих других.

Немаловажным фактом является то, что производство пластмассы более щадяще для природе, пластик более легкий по сравнению с другими материалами, менее подвержен воздействию окружающей среды. Однако стоит упомянуть и некоторые недостатки данного материала, а именно: не все полимерные соединение возможно использовать для хранения пищевых продуктов, именно поэтому была разработана маркировка, где указывается возможность использования тары в той или иной сфере потребления. Также стоит упомянуть, что для хранение горячих и холодных пищевых продуктов используются разные полимеры.

Таблица 3. Маркировка пластиковой посуды

Тип маркировки Описание
PET или PETE Полиэтилентерефталат. Используется в качестве тары для напитков (соки, воды и другие)
HDPE (ПНД) Полиэтилен высокой плотности низкого давления. Безопасен для контакта с продуктами питания.
PVC или ПВХ Поливинилхлорид. Может содержать опасные для живого организма вещества.
LDPE (ПВД) Полиэтилен низкой плотности высокого давления. Применяется в качестве упаковки лекарственных средств, полиэтиленовых пакетов.
PP Полипропилен. Выдерживает высокие температуры – используется в производстве упаковки и тары для горячих продуктов.
PS Полистирол. Применяется в производстве посуды, пищевых упаковок, в том числе пленки, однако исключительно для холодных продуктов, а также для алкогольных напитков. При нагревании выделяется стирол - высокотоксичное вещество.
OTHER или О Прочие. Сюда относится остальной пластик

Большое потребление пластмассы в промышленности привело к следующему: в настоящее время активно развивается переработка пластиковых продуктов, в том числе полистирола, поливинилхлорида. Отметим, что полимерные отходы не считаются ядовитыми, однако данные продукты не разлагаются и только накапливаются.

Далее следует рассмотреть некоторые количественные показатели производимой пластмассы, использующейся в производстве упаковки и тары.

В рамках сегментирования производимой продукции при анализе объемов производства были рассмотрены следующие категории:

  • Изделия упаковочные, полимерные, прочие
  • Коробки, ящики, корзины (решетчатая тара) и изделия полимерные аналогичные
  • Пленки поливинилхлоридные непластифицированные
  • Пленки поливинилхлоридные пластифицированные
  • Пленки полистирольные

Диаграмма 2. Производство пластиковой тары в России в тыс.тонн, 2012-2013гг.

file1404126885

Как можно увидеть из графика, производство полимерной тары отличалось большой нестабильностью. Начиная с 2011 года был продемонстрирован резкий рост производства, когда всего за один год объемы производства выросли на 15,3%, в то время как в последующие, 2012-2013 гг, темпы прироста были незначительны и составили 1,7% и 3,0% соответственно. Несмотря на спад темпов прироста за последние 2 года, рынок растет. Он, как и рынок картонной тары, напрямую зависит от роста рынков применения продукции. Следует учитывать особенность российской ментальности: переход на упаковку из полимеров будет долгим и непростым.

Авторы:

  • Константин Савенков, менеджер проектов отдела маркетинговых исследований
  • Александра Яковлева, руководитель направления готовых исследований
  • Михаил Сычев, менеджер проектов отдела маркетинговых исследований 
    компании «Маркет Аналитика»
Источник: http://article.unipack.ru/
 
Поделиться ссылкой