Peel-эффект в упаковке

22 июня 2015
Peel-эффект в упаковке

Главный тренд упаковочной индустрии – максимальное удобство для потребителя. Лотки, контейнеры и пакеты с возможностью повторного открытия и закрытия активно используются производителями мясной, молочной, рыбной и другой продукции. Потребитель уже давно оценил удобство хранения и использования нарезок, паштетов, творожков и прочего многообразия любимых продуктов в упаковке с peel-эффектом (другие его названия – easy open, «легкое вскрытие»).

„Peel” в переводе с английского «отслаиваться», «отклеиваться», «кожура». Так, упаковка с peel-эффектом покрыта специальной пленкой. Такая пленка, благодаря хорошей свариваемости с поверхностью, герметично запаковывает продукт. Упрощенно структура упаковки с эффектом легкого открытия представляет собой нижнюю емкость с крышкой или пленкой, наделенной функцией легкого открытия. Нижняя ее часть – это любая плотная емкость (пластиковый контейнер, стеклянная, металлическая, керамическая тара) или пакет (в том числе, дойпак). Верхняя – специальная покрывная барьерная крышка, пленка с уголком, клипсой, липучкой, сложной перфорацией или другими решениями для обеспечения многократного открывания/закрывания и комфортного хранения.

file1434386778

Популярность упаковки с peel-эффектом является закономерным следствием общепризнанных тенденций глобального продуктового рынка. Таковыми являются:

  1. Увеличение количества продуктов, подвергающихся предварительной обработке, таких как полуфабрикаты, стерилизованные консервы и пресервы;
  2. Использование в приготовлении данных продуктов разнообразного сырья и ингредиентов;
  3. Увеличение числа маркетинговых концепций продукта, в создании которых упаковка является неотъемлемой частью;
  4. Изменение технологий производства, рецептур продуктов и упаковки привели к ужесточению требований к сохранности продукта;
  5. Потребитель требует готовых, комплексных решений и повышенного комфорта потребления продукта. Отсюда нежелание пользоваться ножом, колющими предметами при вскрытии упаковки;
  6. Убыстряющийся темп жизни, увеличение моделей потребления продукта «на ходу», «в офисе»;
  7. Расширение ассортиментных линеек продуктов за счет введения новых размерных и вкусовых позиций;
  8. Выход на отечественный рынок компаний, производящих упаковочное, фасовочное оборудование, использующих более современные типы пленок.
  9. Возрастающая конкуренция среди производителей пищевой продукции вынуждает их использовать все доступные технологические решения.

Так, объем рынка стерилизованных готовых блюд, для упаковки которых используется преимущественно такая упаковка, растет на 5% в год. В виду некоторой размытости в оценке того, что же из себя представляет упаковка с эффектом easy open, и каковы сочетания различных материалов и конструкционных решений, представленных в данной группе, сложно дать точную оценку объему рынка такой упаковки. Ясно одно, что рынок этот очень вместителен, например, только полипропиленовых лотков в нашей стране потребляется 2 млрд штук в год.

В общем, упаковка с peel-эффектом подразделяется на две большие группы:

  • одноразовая – единожды выполняющая функцию легкого открытия. В среднем, покрывная пленка для лотка или контейнера с такой опцией стоит на 5% дороже по сравнению с запаиваемой пленкой без дополнительных эффектов;
  • многоразовая – с функцией многократного открытия и закрытия, так называемый «мультипил». Такая пленка уже на четверть и более дороже стандартной пленки для запайки. Удорожание это обусловлено использованием специального дорогостоящего клея в структуре такой пленки.

Кстати, многие технические специалисты к группе упаковки с функцией легкого открытия относят и застежку зип-лок. Однако в нашей стране зип-локи в сочетании с дойпаками чаще рассматриваются коммерсантами и маркетологами как самостоятельный подсегмент рынка гибкой упаковки.

Упаковка с опцией легкого открытия имеет множество вариаций, наиболее распространенными из которых являются следующие модели:

  • плотные цельнолитые изделия со специальной крышкой (ведерки, банки, контейнеры, тубусы);
  • пакеты (ламинированные, дойпаки, комбинированные из слоев фольги, бумаги и т.д.) – с зип-локами, язычками, уголками для надрыва;
  • контейнеры и лотки со специальной пленкой под запайку.

В структуре потребления такой упаковки последняя группа занимает, по разным оценкам, 55-70%, поэтому в данном материале мы более подробно рассмотрим именно ее. В частности, в исследованииSmithers Pira (Великобритания) подтверждается перспективность рынка пленок с высокими барьерными свойствами. Аналитики дали прогноз, что с 2014 по 2019 год объем мирового потребления упаковочных пленок с повышенными барьерными свойствами в натуральном выражении будет ежегодно увеличиваться в среднем на 5%, и к 2019 году он достигнет 2,24 млн т.

Пленки с peel-эффектом, применяемые в конечной готовой упаковке, могут обладать следующими дополнительными свойствами:

  • повторное негерметичное закрытие емкости, которое обеспечивается применением среднего клейкого слоя в пленке. По сути, она только на пару дней защищает содержимое от заветривания;
  • эффект антифога – такая пленка не запотевает при значительной смене температур, например, при резком охлаждении контейнера, при заморозке и разморозке. Эта дополнительная опция позволяет, прежде всего, улучшить товарный вид продукта;
  • «взрывное открытие» – для быстрого открывания с эффектом лопающейся пленки;
  • стандартная вариация эффекта легкого открытия. Такая пленка легко отделяется от емкости при открывании, устойчива к механическим воздействиям и проколам.

На более ранних этапах развития упаковки с опцией легкого открытия ее производители в выборе рецептур в основном ориентировались на запросы пищевиков, в виду чего ассортимент пленок и виды оборудования были стандартизированными и не отличались разнообразием. Затем, с поступательным развитием технологических отделов, служб качества и сертификации, производители подобных упаковочных материалов стали влиять на выбор той или иной рецептуры производителем, в том числе предлагая достойную замену импортным решениям, в основном, в направлении пленки с эффектом одноразового легкого открывания.

file1434386796

Пленка, используемая для запайки контейнеров в формате упаковки с peel-эффектом, по свойствам барьерности относится к категории высокобарьерной или среднебарьерной.

Барьерная пленка обладает низкой газонепроницаемостью, в частности, к кислороду, углекислому газу, азоту. Это свойство надежно защищает упакованный продукт от проникновения грибков, бактерий. Высокобарьерная и среднебарьерная пленка с эффектом лёгкого открывания легко сваривается с емкостями, выполненными из разных материалов: полимерными термоформованными, керамическими, алюминиевыми и стеклянными контейнерами. Этот упаковочный материал позволяет содержать продукт в высокогерметичных условиях. Особенности структуры пленки таковы, что после процесса термосваривания сохраняются свойства разрушения спайки по шву. От этого как раз и зависит то самое легкое вскрытие с одновременным сохранением данной упаковкой барьерных и защитных свойств.

Покрывная барьерная пленка с peel-эффектом может состоять из определенных сочетаний мягкой и жесткой пленки. Вот распространенные комбинации: ОРА/РЕ, РЕТ/РА/РЕ, ВОРР/РА/РЕ, ОРА/РЕ(EVOH), PET/PE(EVOH), BOPP/PE(EVOH), также используются специальные PP, PS, PVC. Толщина покрывной пленки колеблется в пределах от 50 до 120 микрон.

Наиболее известные производители упаковки с peel-эффектом в России: ООО «РусУпак» (г. Москва), Десногорский полимерный завод (Смоленская обл.), Дмитровский завод гибкой упаковки (Московская обл.).

Понятие упаковки с эффектом легкого открытия неразрывно связано с термоформуемыми полимерными лотками и контейнерами, поскольку эти емкости являются наиболее распространенной нижней частью в такой упаковке. Пластиковая жесткая упаковка активно завоевывает рынок, вытесняя с него другую упаковочную тару. Жесткие полимерные лотки, тубусы и контейнеры, в отличие от гибкой тонкостенной полимерной упаковки, стойко «держат форму» при заполнении ее продуктом, а также при транспортировке.

Отечественный рынок полимерных лотков под запайку, начал формироваться в начале 90-х годов прошлого столетия. Коррексы для шоколадных конфет еще с советских времен стали для нас привычной узнаваемой упаковкой. Примерно лет 25-30 назад тортницы, контейнеры для пирожных и печенья стали изготавливаться из пластика, сразу же существенно вытеснив картон. Далее термоформованные емкости стали использоваться для упаковки практически любой пищевой продукции: салатов, мясных, сырных нарезок, продукции кулинарий и так далее.

По способу изготовления различают следующие виды жесткой пластиковой упаковки, используемой в качестве основы для покрывной пленки с эффектом легкого открытия:

  • литьевая (ведерки, футляры, баночки для косметики, контейнеры);
  • выдувная (бутылки, банки), получаемые как методом выдувной экструзии, так и изготавливаемые посредством литья под давлением;
  • термоформованная (одноразовые контейнеры, лотки, стаканчики), выдавливаемые из листового материала;
  • комбинированная, сочетающая разнородные материалы (пластик с алюминием, бумагой, картоном, деревом и т.д.).

Массовость в использовании производителями продукции, а также популярность и доверие со стороны потребителей лотки и контейнеры с запайкой приобрели благодаря ряду функциональных свойств, среди которых: удобство транспортировки, складирования и хранения, высокая прочность, сопротивляемость к различным нагрузкам. Она незаменима при долгосрочной эксплуатации, обеспечивает длительную сохранность и надлежащее качество продукта. Лотки и контейнеры с запайкой имеют эстетичный внешний вид благодаря легкости, высокой прозрачности, возможности нанесения качественной печати и изготовления индивидуальных типоразмеров. Существенно, что такая упаковка зачастую дешевле алюминиевой и стеклянной тары.

Разумеется, рынок термоформованных лотков имеет большие перспективы развития, стоит ожидать новых инновационных разработок и в области усовершенствования свойств полимерных материалов, и в конструкционных решениях упаковки.

Наиболее распространенные материалы для изготовления лотков и контейнеров: полиэтилен, полипропилен, полистирол, полиэтилентерефталат, поливинилхлорид. А пленки для запайки, которым и придают свойство легкого открывания, состоят из различных полимерных комбинаций: РР, РЕТ, РЕТ//РЕ, РЕТ//РЕ/EVOH/РЕ, ОРА/РЕ РЕТ/РА/РЕ, ВОРР/РА/РЕ, ОРА/РЕ(EVOH), PET/PE(EVOH), BOPP/PE(EVOH) и ряда других. Барьерные свойства таких пленок будут зависеть от выбранной структуры, в связи с чем упаковка с эффектом легкого открытия используется в пищевой индустрии: от готовых обработанных блюд, различных нарезок до сырого мяса и рыбы, кисломолочных продуктов.

Наряду с постоянным улучшением технологических и функциональных характеристик, основные наиболее вероятные пути развития упаковки с peel-эффектом:

  • Разработка «премиальных» вариантов. Желаемой «люксовости» производитель может добиться преимущественно за счет визуальных качеств покрывной пленки: добавления глянца, блеска, перламутра, использования 10-красочной печати.
  • Активное применение высокотехнологичных решений. Большие перспективы технические специалисты относят на счет использования EVOH, сополимера полиэтилена и винилового спирта, который позволяет хранить любой «капризный» продукт на протяжении долгих месяцев;
  • Увеличение разнообразия форм упаковки с эффектом легкого открытия: новые ручки для более удобного захвата, крепления для группового хранения, совмещение функций крышки и держателя для ложки или емкости для соуса. Благодаря этому может быть достигнута определенная оптимизация конструкции лотков, например, размещения ребер жесткости, формовочных уклонов, в том числе и на запаиваемой крышке.

Разумеется, помимо наличия эффекта легкого открытия у покрывной пленки, и заказчик, и наладчик упаковочного оборудования из года в год выдвигают требования к ее механическим свойствам: ударопрочность, жесткость либо гибкость и податливость. В этой связи в изготовлении рассматриваемого вида упаковки будут активнее применяться материалы:

  • с более высокими барьерными свойствами;
  • консервирующие материалы, замедляющие процессы метаболизма, уменьшающие потерю питательных веществ, лучше сохраняющие аромат и качество продукта;
  • с асептическими свойствами;
  • со специальными функциями, например, изменяющими цвет крышки при первом/повторном открытии;
  • биоразлагаемые материалы.

Также будет активно развиваться интеграция упаковочных процессов и технологической обработки продукта. В таком ракурсе рассмотрения, упаковка с эффектом легкого открытия может приобретать функцию самонагревания или самоохлаждения.

Конкуренция на упаковочном рынке возрастает, в частности, повышение качества пресс-форм и увеличение их разнообразия отразится и на упаковке с опцией легкого открытия.

Емкости с эффектом легкого открытия – это не просто красивое решение для современного потребителя. Такая упаковка выступает дополнительным инструментом экономии времени покупателя, позволяет обезопасить его от мелких бытовых травм, которые вероятны при открывании контейнера или лотка колющими, режущими предметами. К тому же, она современная, эстетичная, удобна при транспортировке и хранении практически в любых условиях.

Лотки и контейнеры с пленкой с peel-эффектом – это, конечно, привычная, доступная и не новая для нас упаковка пищевой продукции и ряда других товаров. Но данное направление заключает в себе большой резерв для технологического поиска, для свежих коммерческих и логистических идей, которые обязательно по достоинству будут оценены современным потребителем.

Автор: Тамара Ярцева, эксперт портала Unipack.Ru


 
Поделиться ссылкой


 
Читайте также