Синергия технологий

17 мая 2017
Синергия технологий

В последние годы развитие печати определяют два основных тренда. Первый – влияние электронных средств коммуникации и снижение объемов печати в традиционных сегментах, в частности издательском и коммерческом. Второй – конкуренция между аналоговыми печатными платформами и современными струйными и тонерными печатными системами. Обе тенденции заставляют владельцев печатного бизнеса искать новые пути развития и диверсифицировать производство, используя преимущества как традиционных, так и цифровых технологий.

Рынок в целом

По данным Smithers Pira, в 2010 году, когда рынок продолжал оживать после падения в 2008, было отпечатано 50,7 триллионов листов формата А4. 49,8 триллионов или 98,1% было отпечатано на аналоговых машинах, преимущественно офсетных. В 2016 году общие объемы остались неизменными, но доля традиционных технологий упала до 97,3%. В 2017 на цифровую печать приходится уже 3,9% от общего объема. До 2022 этот показатель вырастет до 4,3%.

В денежном эквиваленте цифровая печать проявляет себя более ярко. В 2010 общий объем рынка печати оценивался $811 млрд., 9% из которых составила струйная и тонерная печать. До конца 2017 эта доля вырастет до 16,4% и к 2022 увеличится до 19,1%.

investicii-v-poligraficheskie-tehnologii-machouse

Перспективы

Цифровая печать продолжает развиваться. Монохромную электрофотографию замещает полноцветная струйная печать. Появляются цифровые машины в форматах B2 и B1.

По результатам исследования drupa, объем печати цифровых тонерных машин в 2016 г. вырос на 25%. За ними следуют струйные рулонные машины – рост 11%.

Сегмент ЦПМ в формате В2 показал отличные результаты продаж в прошлом году, и продолжает завоевывать рынок. Однако, ЦПМ в формате A3 лидируют.

Впервые ЦПМ B2-формата были продемонстрированы в 2012 году, но количество инсталляций измерялось единицами. Исследования показали высокий интерес типографий к данным решениям в 2014-2015 годах. Продажи сдерживала высокая цена устройств. Так в США в 2015 было установлено всего 25 ЦПМ формата В2, в 2016 количество инсталляций выросло до 80. Продажи в Западной Европе в прошлом году удвоились. Причем эти показатели не охватывают ЦПМ формата В1, впервые показанные в 2016 году (Keypoint Intelligence).

Первопроходцем в области цифровой печати B2 является компания Xeikon. Решения компании, включая Xeikon 8000, 9800, 3050, 3500, позволяют максимально использовать все преимущества данного формата. Также они существенно повышают эффективность производства.

Однако переход на цифровую печать – неравномерный. В сегментах издательской печати и изготовления каталогов, по-прежнему доминирует офсет.

instaliacii-cmp-formata-b2-machouse

Инсталляции ЦПМ формата В2

Газетная печать

Существенно ужимается под давлением электронных СМИ. Общий объем рынка, по данным Smithers Pira, – $41,7 млрд. При этом 84% приходится на рулонную офсетную печать без сушки. 3,7% мировой продукции печатается струйными машинами. В 2010 году струйное газетное направление оценивалось в $740 млн, а к 2020 году этот показатель увеличится втрое.

Появляются гибридные решения. Так, manroland web выпустил рулонную машину с интегрированным модулем Kodak Prosper S20 или S30 для печати рекламной продукции, например, скидочных купонов, стимулирующих читателей покупать печатную версию издания. Такое решение подойдет для региональных версий газет или печати вкладок. Интересный пример: типография Axel Springer использует цифровое оборудование, чтобы добавлять к немецкой газете Bild уникальные коды, дающие скидку на онлайн-материалы издателя.

Каталоги

В этом сегменте твердые позиции удерживает офсетная печать. 99,8% каталогов печатается именно этим способом (Print Monthly). Хотя и здесь ряд типографий задействует цифровое оборудование как дополнительный сервис.

Цифровая печать дает возможность изготовить персонализированные обложки, привлекающие внимание аудитории. Кроме того, издатель может изменить несколько страниц, адаптировав их под определенный регион. Наличие промоматериалов удержит конечного пользователя от ухода в онлайн.

rost-cvetnih-katalogov-machouse

Важное дополнение, как для покупателей, так и собственников брендов – дополнительные точки взаимодействия (коды или изображения, которые можно сканировать). По данным компании Mindshare, 64% британских покупателей интересуется предметами, соединенными с сетью Интернет и 62% согласны на передачу данных о себе, если получат что-либо взамен. Около 39% задумаются о приобретении товаров того бренда, который будет автоматически размещать повторные заказы и осуществлять доставку продукции.

Коммерческая печать

Из-за снижения маржинальной прибыли и ценовой конкуренции собственникам типографий нужно повышать эффективность надежными инвестициями и правильным планированием. Поэтому здесь цифровые технологии приживаются достаточно быстро.

За последние 17 лет продажи коммерческой офсетной печати в США снизились на $23,5 млрд. с $59,3 млрд до $35,8 млрд. Выжить в таких обстоятельствах помогает диверсификация. К концу 2017 ожидается, что цифровые технологии принесут 52% продаж. В 2007 этот показатель составлял всего 26% (Idealliance).

Секрет успеха многих рекламных кампаний сегодня – мультиканальная коммуникация. Здесь требуются преимущества цифровой печати, включая персонализацию и вариативные тексты, графику или цвета, а также элементы вовлечения пользователя, например, штрих-коды или QR-коды.

pechat-knig-na-cifrovih-printerah-machouse

Печать книг

В этом сегменте переход на цифровую печать наиболее активный. В 2010 на цифровые технологии приходилось до 14,2% прибыли, к 2020 этот показатель вырастет до 46,1%. При этом к 2020 на цифровую печать придется только 5% от общего объема (Smithers Pira).

Серьезная конкуренция со стороны электронных изданий заставляет издателей искать дополнительные бизнес-модели. Цифровая печать открывает новые перспективы.

Интересный пример – печать раритетных книг. Издатели располагают авторским правом на издания, которые были ранее популярны, однако сегодня редко пользуются спросом. Небольшие тиражи неэффективны для печати офсетом, поэтому развивается цифровой рынок букинистики.

Цифровая печать дает необходимую в современных условиях скорость, что важно при печати изданий, посвященных определенному событию, например, спортивному чемпионату.

rynok-pechaty-knig-machouse

Еще одно популярное направление – изготовление персонализированных книг. Например, в изданиях для детей можно менять ключевые слова, чтобы ребенок подумал, что сказочная история произошла в его родном городе.

Печать переменных используется при изготовлении учебников. Преподаватели могут готовить курсы лекций или рабочие тетради специально для своих студентов. Объем рынка подобных услуг в США превышает $8,5 млрд. (NACS).

Сдерживающий фактор – стоимость цифрового оборудования. Но эти затраты быстро компенсируются, благодаря экономии на производственных расходах и оплате труда. Например, представленное недавно решение Domino K630i для печати книг может существенно повысить эффективность цифрового рабочего потока и снизить себестоимость готовой продукции (см. стр. 2).

Картонная упаковка

Общий объем рынка картонной упаковки к концу 2024 года достигнет отметки в $227,47 млрд, демонстрируя ежегодный рост в 7,1% (TMR).

Однако цифровая печать в этой отрасли приживается медленно. Например, 90% всей картонной упаковки в Германии печатается офсетом (Interpack). 27% типографий, изготовляющих картонную и гофрокартонную упаковку, раздумывают о цифровых технологиях (Smithers Pira).

Новое цифровое оборудование позволяет печатать на картоне, гофрокартоне, твердом пластике и металле. По прогнозам, к 2021 рынок цифровой печати по гофрокартону достигнет отметки $269 млрд. (Packworld).

obem-mirovogo-rinka-pechaty-machouse-6

Объем мирового рынка печати по сегментам, Smithers Pira, 2017

Существенное ограничение цифровой печати – высокие тиражи. При изготовлении картонных коробок офсетом, экономически эффективный тираж – от тысячи экземпляров (Neue Verpackung). Однако, даже заказчики многотиражной продукции нуждаются в возможностях цифровой печати. Например, фармацевтическая отрасль испытывает потребность в защитных технологиях, таких как штрих-коды или последовательная нумерация.

Таким образом, в ближайшем будущем и цифровая, и традиционная печать будут развиваться параллельно. Успех типографии будет зависеть от грамотного использования преимуществ обеих технологий.

Источники: Smithers Pira, Keypoint Intelligence, drupa, Interpack,
Printing Impressions, Karstedt Partners, Transparency Market Research.

 
Поделиться ссылкой